?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Здесь также можно прочитать "Как я увлеклась фотографией... Часть 1. 2005 год"

Последние фотосессии, которые я сделала осенью 2005 года, оказались моими первыми неудачами в фотографии, выявившими истинный, и весьма низкий, уровень знаний и умений. Не могу сказать, что это охладило интерес к творчеству, скорее, поставило меня в тупик перед рядом неразрешимых самостоятельно, именно в тот период, проблем. Снова наступила пауза... Но теперь уже в фотографии и продолжилось затишье в живописи. В начале нового 2006 года я обратилась к моему третьему увлечению - психологии. В институте я делала определённые успехи, правда, это больше выражалось не в оценках, а в сфере творческих заданий и практик. У меня накопился некоторый багаж собственных разработок. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" опубликовал мою первую статью по психологии. Поэтому, чтобы всё-таки продолжать хоть какое-то движение впёред, я решила развиваться именно в этом направлении, полагаясь на рассудительность времени и естественное взросление.

Чтобы не разочаровать читателей, я сразу хочу пояснить, почему заостряю свое внимание именно на этом отрезке времени... При вполне справедливом предположении о том, что данная сфера, на первый взгляд, имеет мало общего с искусством, в действительности же, она оказала огромное влияние на моё дальнейшее развитие, как в фотографии, так и в живописи. Кроме того, психология дала мне разнообразный опыт человеческих взаимоотношений и знаний об этих отношениях, эффективном общении, понимании внутреннего мира человека, его эмоций, понимание психологического аспекта творчества, механизмов мышления и его реализации с помощью воображения и бессознательных проекций - столь важных для успешной работы фотографа, в частности, портретного.

Так как форма моего обучения в институте была чем-то средним между дневным и заочным отделениями, то есть занятия проходили один раз в неделю, по субботам, я устроилась на полную ставку психологом в школу. Очень неожиданный поворот событий. И не для кого, естественно, не секрет, как обстоит ситуация с госфинансированием средней образовательной школы в России. Оно оставляет, мягко говоря, желать лучшего, поэтому работа стала для меня не источником  заработка, а исключительно полем профессионального саморазвития и реализации. Найти молодого специалиста с высшим образованием, готового питаться исключительно пищей духовной, очень трудно, и современная школа, хотя это и считается нарушением, охотно берёт на работу студентов, которым нужна практика и стаж в трудовой книжке. Не буду углубляться в подробности моих рабочих будней, а лишь поделюсь теми аспектами, которые оказались в дальнейшем полезными для фотографии...

Очень точно однажды написал об этом великий русский писатель Константин Георгиевич Паустовский, но только в контексте поэзии и прозы:

"Насколько более величественной стала бы любимая поэтами тема звёздного неба, если бы они хорошо знали астрономию.
Одно дело - ночь с безыменным и потому недостаточно выразительным небом, и совсем другое дело - та же ночь, когда поэт знает законы движения звёздной   сферы и когда в воде озёр отражается не какое-то созвездие вообще, а блистательный Орион.
Примеров того, как даже самое незначительное знание открывает для нас новые области красоты, можно привести много. У каждого в этом отношении свой опыт."

Эта цитата взята мной из рассказа писателя о своем коллеге - другом выдающемся русском писателе Михаиле Пришвине, который обладал невиданной силой слова, подкрепленной глубокими познаниями о природе и всех процессах и явлениях в ней происходящих, красотой и искренностью которых он восхищался. И действительно, если вспомнить, например, о фотографах-пейзажистах или натуралистах, их творчество невозможно без детального изучения и использования знаний о том, что  или кого они запечатлевают. Когда просыпаются те или иные птицы и звери, где они обитают, каковы особенности их характера и циклов жизни - все это и многое другое принимается во внимание при фотосъёмке и в период её планировании. Более того, порой эти знания жизненно необходимы, так как пренебрежение ими может очень дорого обойтись невнимательному фотографу и его здоровью. Уже много лет развивается такая отрасль психологии как зоопсихология. Из приставки сразу становится понятна её предметная направленность. Накопленный опыт  непосредственным образом используется при создании портретов животных. То есть, вырисовывается вполне определенная картина - навыки, умения и профессионализм фотографа не заканчиваются приобретением и закреплением исключительно технической базы, они с этого только начинаются. Но назвать стержнем, вокруг которого всё закручивается и формируется, их тоже нельзя, так как техника, в широком смысле, это лишь средство, а не цель. Фундаментом же служит как раз не рациональное зерно, а субъективное, эфемерное - любовь к природе, виденье и т.д. Таким образом, фотографические знания не являются для фотографа определяющими, лишь первоначальными.

И чем, с данной точки зрения, позиция фотографа-портретиста отличается от других категорий фотографов? Очень малое количество авторов в настоящее время привлекает внимание своих аудиторий к психологическому аспекту портретной съёмки. А ведь вопросов об этом звучит достаточно. Мастер-классы, на которых, к примеру, присутствовала я сама, преимущественно, вне зависимости от заявленной темы, рассматривают композицию кадра или работу со светом и студийным оборудованием, постобработку, критерии выбора моделей и т.д. и тому подобное, но не тонкости взаимодействия с человеком, с портретируемым. Причины могут быть разными - от нежелания раскрывать авторские секреты до мало убедительной личной позиции фотографа в том, что особенности характера человека не важны для конечного результата. Самый распространенный на сегодняшний день вопрос "Как вы работаете с моделью?" не находит прямого и развернутого ответа. Некоторые начитают демонстрировать, как ставить девушку относительно фона и источника света, а кто-то произносит контрольные фразы типа "я просто слушаю свой внутренний голос и поступаю по ситуации" (совершенно пустые слова, кстати говоря, не раскрывающие ровном счётом ничего). Но в портретной фотографии почти 80 процентов успеха и выразительности образа зависят именно от знания многогранной и сложной психологии человека. Без них фотография не только становится невнятной, мало убедительно, но и откровенно неискренней, а порой и вовсе лживой. Часто проблему подобной невыразительности портретов интерпретируют неверно и пытаются компенсировать изысками освещения, макияжа, одежды, внешней привлекательностью. От этого возникает мнимое ощущение яркости образа. В действительности же - это иллюзия, сродни той, которая появляется у простого обывателя при взгляде на "творения" уличных псевдохудожников, мол, вот он - настоящий портрет.

Иными словами, портретный фотограф должен изучать психологию человека как общую, так и отдельных групп и категорий людей: женскую, мужскую, возрастную от детской до психологии людей пожилого возраста. Но мало обладать лишь набором чистых знаниями, процесс создания портрета - это не столько фотографический процесс, сколько процесс, с позволения сказать, эффективного общения. Здесь самым важным становится - доверие. Только расположив к себе человека, возможно максимально целостно и ярко раскрыть его внутренний мир, поднять некую проблематику, создать настроение. Но доверие невозможно само по себе, просто так, особенно с мало знакомым человеком. Важно уметь слушать и слышать, вести открытый диалог, чувствовать человека всем сердцем, правильно и в нужный момент задавать вопросы, сохраняя такт и уважение к границам личного психологичского пространства собеседника. Все это - огромный труд, который не имеет конца, так как мы учимся всю свою жизнь, и продолжается долгие годы. Но титанические усилия стоят того.

Таким образом, мысль о том, что творец (художник, в широком смысле, вне зависимости от сферы деятельности) должен хорошо знать предмет и объект   своего творчества, больше не вызывает сомнений.

В качестве педагога-психолога в мои функциональные обязанности входило множество видов деятельности: диагностика, консультации, тренинги, работа с учащимися, родителями и учителями, просветительская психологическая деятельность и многое другое. Но самым ценным оказалось именно взаимодействие с тремя перечисленными категориями людей, так как характер этого взаимодействия оказался напрямую связан с навыками, необходимыми для плодотворной работы фотографа и модели. (Маленькое отступление - здесь и далее по тексту словом "модель", для удобства повествования, я буду называть портретируемого, как в живописи - натурщика, вне зависимости от его профессии)

Главная отличительная черта такого общения: психологу, как и фотографу, для положительного конечного результата необходимо установить эмоциональный контакт, так сказать, заслужить доверие и расположение собеседника. Скованность и замкнутость подростка на консультации очень похожа на состояние модели, которая впервые оказалась перед камерой, не важно - была ли это её инициатива или же просьба позировать исходила от фотографа. Недоверие, пренебрежение, а порой и откровенное отрицание авторитета и профессионализма психолога/фотографа по причине возраста, пола или личного опыта очень  свойственно родителям, учителям, а также некоторым моделям, особенно если они считают себя кем-то большим, нежели просто интересными кандидатурами для фотосессии, и большинству заказчиков, которые действуют исключительно по принципу "клиент всегда прав". Но к сожалению, как и в большинстве сфер жизни, так и в фотографии, это правило часто не работает.

Поэтому следующими практическими навыками становятся: умение обходить  "острые углы", располагать собеседника к общению, открытому разговору, разрешение конфликтных ситуаций, тактичное, но твёрдое отстаивание своих профессиональных интересов и позиций, защита от психологического манипулирования, сопереживание - всё это одинаково полезно для работы с клиентом на психологической консультации и фотографа и модели на съёмке.
Не менее важными оказываются полученные в группах, будь то тренинги или другие формы коллективной работы - умения организовать деятельность нескольких человек (если, например, для съёмки приглашены 2 и более моделей и группа других специалистов: ассистентов, стилистов и т.д., и чтобы то ни было, фотограф всегда главный, но нужно ещё уметь отстоять свою лидерскую позицию, так как почти каждый из участников процесса отводит эту исключительную роль себе), создание правильного эмоционального настроя, умение помочь человеку (читаем "модели") расслабиться или хотя бы уменьшить нервное напряжение. Кроме того, если планируется создание некоего образа, в который нужно вжиться и прочувствовать, как это делают актеры, репетируя новую роль, то участие фотографа должно быть самым непосредственным, он должен уметь не только ясно объяснить свои идеи, но и найти способы вовлечения, интеграции личности модели в характер героя - этому я училась на ролевых тренингах, когда детям предлагалось лучше понять, например, поведение учителя или родителя путем игрового перевоплощения.

Конечно, многое в то время давалась так же нелегко, как в фотографии, что-то и вовсе не получалось, но были и настоящие победы - в любом случае, я рада и положительному, и отрицательному опыту, так как отрицательный опыт - тоже опыт.

В 2006 году, не смотря на общее фотографическое бездействие, которое я упомянула в начале заметки, всё же было несколько неуверенных попыток вернуть к творчеству. Но они вновь не увенчались успехом. С моей первой зеркальной камерой,  которую я приобрела осенью 2005 года, общий язык так и не был найден, а точнее, как не снимала она в режиме макро, так и продолжала себя вести. Я начала даже подумывать о возврате к своей "продвинутой" Konica, как вдруг, точно в ночь с 31 декабря 2005 года на 1 января 2006 фотоаппарат падает на пол, внутри происходит какое-то повреждение и всё: изображения нет, зум остается зафиксированным в крайнем положении. "Почему бы не сдать в ремонт?" - напрашивается совершенно  резонный вопрос. Только не для меня. Уже не вспомню причину, но до ремонта я так и не дошла.

Вместо этого, в апреле я решила купить себе первый в жизни сменный объектив, который мне помогал выбирать не внушающий доверия работник фотомагазина, а точнее, фотолавочки в одном из московских торговых центров. Было это примерно так:

" - Здравствуйте! Мне нужен объектив, которым можно снимать макро, покрупнее. Но денег у меня немного..."

Какой вопрос, такой и ответ. Правда, в первый момент я безумно обрадовалась, потому что модель, которую мне предложили оказалась ещё и с переменным фокусным расстоянием, но этого словосочетания я пока не знала, и только тихо  ликовала, что у меня снова есть зум: SIGMA AF 70-300 mm F/4-5.6 DG MACRO для Canon, 4000 руб.

Сделав несколько пробных снимков, я расплатилась и отправилась домой. Впереди меня ждало ещё одно разочарование. Объектив практически не наводился на резкость в крайних фокусных положениях - это была катастрофа, так как режим макро в нужном мне масштабе был доступен лишь на отметке 300мм.

Снимать в этот период я пыталась, но технические безгармотность вдохновению не способствовала, а позже, в порыве острой самокритичности почти все фотографии я стёрла, поэтому показать могу совсем немного.



Одним же из ярчайших событий того года стало моё первое в жизни путешествие на море в рамках программы "Всероссийской недели школьной психологии", которая проходила ежегодно в октябре в замечательном Черноморском городе Туапсе, в детском лагере "Орлеёок". Моему счастью, восторгу и упоительному чувству внутренней гармонии и благодати не было предела. Таких эмоция я не испытывала никогда раньше. Разве что, любовь могла сравниться по силе. Словно мне открылся удивительный и совершенно невероятный волшебный мир. Здесь на недолгих четыре дня я обрела настоящий душевный покой и вдохновение. Первым же оказался и полет на самолете - до Краснодара и обратно в Москву. Вид Земли с такой огромной высоты произвел на меня поистине сильнейшее впечатление - именно этого не хватает в моменты творческих простоев.


К концу года я безумно устала от изматывающего режима работы в школе, потому что мой день не заканчивался 8-ю часами: дома, вечерами, я готовилась к занятиям, консультациям, обрабатывала результаты диагностик, опросов, тестов, старалась выполнять задания по программе института, готовилась к сессиям - поэтому в декабре 2006 г. я уволилась.

И чтобы так грустно не заканчивать историю второго года творческого пути, скажу, что это были последние месяцы моего фотографического одиночества и вакуума - 2007 год оказался для меня переломным, годом информационного прорыва, новых знакомств и первых ОСОЗНАННЫХ шагов.

Продолжение следует...


Комментарии

( 33 комментария — Оставить комментарий )
strijar
5 май, 2011 05:35 (UTC)
Спасибо, очень интересно и познавательно. С выводами насчет роли психологии в фотографии полностью согласен. Наверное именно потому и не люблю студийную съемку потому, что не умею "формировать людей" ;)

Правда не согласен, что мало фотографов "работают с моделями". Я очень часто читаю об этом у фотографов. Видел даже несколько руководств на эту тему.
sunsandy
5 май, 2011 05:41 (UTC)
Спасибо большое! :))
Здесь, мне кажется, не важно студия или нет, жанр ведь не от этого зависит... И я немного о другом написала, в смысле, не о том, что фотограф должен формировать модель, а том, что он должен уметь видеть ее, чувствовать, слышать, общаться с ней, только тогда возможен настоящий портрет, когда идет взаимодействие двух личностей. Формировать, пожалуй что, можно лишь образ.

По поводу других фотографов, я думаю, каждый исходит из своего опыта, поэтому, если у Вас сохранились эти ссылки, мне было бы очень интересно посмотреть, почитать! :))
scortesia
5 май, 2011 08:12 (UTC)
"порыв острой самокритичности" - как это знакомо.))
ksushiks
5 май, 2011 08:49 (UTC)
Спасибо! Читаю с удовольствием :)
sunsandy
5 май, 2011 18:05 (UTC)
Спасибо большое! :))
Мне очень приятно...
(Удалённый комментарий)
sunsandy
5 май, 2011 18:06 (UTC)
Наденька, спасибо тебе за такие слова замечательные! :))
Мне так радостно...
odpium
9 май, 2011 05:34 (UTC)
Вера, тебя действительно интересно не только смотреть, но и читать! Ты бы знала, как я страдаю из-за того, что не могу двух слов свести :)

с нетерпением жду продолжения))
sunsandy
10 май, 2011 12:57 (UTC)
Яна, спасибо большое! :))
Так приятно...

А почему ты чувствуешь, что не можешь двух слов свести?
odpium
10 май, 2011 16:51 (UTC)
хм. ну, наверное, потому, что не могу ничего написать, рассказать нормально :)
sunsandy
10 май, 2011 16:52 (UTC)
Думаю, ты, просто, любишь минимализм! =)
И это прекрасно...
odpium
10 май, 2011 16:57 (UTC)
мне-то от этого не легче =)
sunsandy
10 май, 2011 16:58 (UTC)
Понимаю... )
Тогда, в твоих силах как-то это изменить.
gremlin_p
10 май, 2011 09:16 (UTC)
:) Да со многими случаются простои в творчестве...
Рассказ понравился очень) Хотя средняя его часть больше походит на лекцию"Психология и фотография" или так
"Психологический портрет в фотографии" :)
Ну тут даже скорее две лекции можно сделать;)
Только наши поиски будут продолжаться до конца....
Мир меняется и фотография вместе с ним)
Ты МОЛОДЕЦ!!! Горжусь тобой)
sunsandy
10 май, 2011 12:52 (UTC)
Петенька, спасибо тебе большое! :))
Очень-очень рада, что тебе понравилось...
По поводу лекций ))) Да, наверное, так и есть, но не хватает именно такого материала, а то все кругом пишут про камеры, объективы, свет, композицию - да, это, и правда, очень важно, но снимая человека, на первом месте, все же человек.
gremlin_p
10 май, 2011 12:56 (UTC)
Верунька может тебе пост про это написать? Только еще более объёмный...
sunsandy
10 май, 2011 13:00 (UTC)
Это можно! :))
А ты только по объем намекни, в смысле, что именно хотелось бы?
gremlin_p
10 май, 2011 13:06 (UTC)
Ну представь себя лектором! И тебе нужно занять людей ну гдето на час как минимум)
А вот тебе тема" Психологический аспект в фотографии"
sunsandy
10 май, 2011 13:08 (UTC)
Хорошо! :))
Поняла... Я примерно уже представляю, что можно написать.
Спасибо, Петя!
gremlin_p
10 май, 2011 13:11 (UTC)
Всегда к вашим услугам!
canon_girl
16 май, 2011 08:26 (UTC)
Мне очень понравились, кстати, первые две фотографии :)
я такие люблю)

Вера, а бывает ли такое, что человек без психологического образования может чувствовать модель?
Встречались ли тебе такие люди/фотографы, которые действительно умели чувствовать это, умели расположить к себе модель, но при этом не имели с психологией ничего общего? Или хотя бы минимальное знание в области психологии человека должно присутствовать, а иначе только кажется, что фотограф "знает", как войти в контакт с моделью?

п.с. с нетерпением жду продолжения! Очень интересно пишешь, читаю с удовольствием! (посему к чтению твоих статей приступаю не сразу же, а жду удобного случая, когда будет достаточно времени и никто и ничто не будет отвлекать)
sunsandy
16 май, 2011 21:30 (UTC)
Аня, спасибо большое! =)
Очень рада, что тебе нравится...

Пытаюсь вспомнить фотографов, которые могли бы находить контакт с моделью, не имея познаний в психологии... Но никто не вспоминается. Здесь, чтобы не запутаться, ещё очень важно понимать о каком контакте идёт речь. Если это коммерческая съёмка и никто, как говорится, не заморачивается, то взаимодействие будет, но на уровне "встать так, а теперь вот так, а теперь эдак, всем спасибо - все свободны!" Если же мы говорим о том, что фотограф ставит перед собой цель сделать не только красивое изображение, но и наполнить его внутренним миром модели, сожержанием, тогда ему предстоит проделать серьезную внутреннюю и внешнюю работу.

Понимаешь, что такое психологическое образование - это набор неких знаний, одни важны сами по себе, а другие позволяют использовать их в жизни. Само умение чувствовать сердцем или душой другого человека от знаний не появится, но знания могут улучшить именно понимание происходящего, понимание того, почему человек ведёт себя так или иначе. Это, как разговаривать на иностранном языке - чувствуешь, а сказать не можешь, а выучил язык и говори себе на здоровье.
Конечно, всё субъективно, но моё мнение, что фотограф должен изучить, хотя бы на бытовом уровне, то есть для себя, а не в институте, психологию общения. В идеале еще и гендерную (то есть полов) и возрастную, потому что работает с разными категорями людей. Но это уже личный выбор каждого...
Почему я за это? Потому что бывают такие ситуации и такие модели, когда хоть за голову хватайся, в смысле сложности нахождения взаимопонимания. Причём, совершенно не имеет значения, впервые человек перед камерой или это профессиональная модель - и у тех и других могут быть одинаково равные проблемы при работе с фотографом, потому что здесь на первом месте не наличие неких качеств, а большую роль играют индивидуальные личностные особенности.

=)
canon_girl
17 май, 2011 16:50 (UTC)
да, я тоже с каждым разом все больше начинаю замечать, что эти самые индивидуальные личностные особенности очень влияют на то, что получается в процессе сьемки.
И если фотограф вовремя не поймет, какой тип личности перед ним, какие ее особенности... проще говоря даже, каков человек по настроению, чувствам, по стилю жизни, то и не сможет добиться от модели нужного результата.
Я часто пыталась изобразить с помощью модели то, что хотела сама, но натыкалась на стену. А все лишь по тому, что модель не чувствовала как я, не видела как я... У нее совсем другие взгляды на все и другой стиль жизни. Из-за этого фото выходило неестественным, вымученным..
Сейчас все не намного лучше конечно, но я стремлюсь. Надеюсь, в правильном направлении.
Чтение твоего ЖЖ помогает. Спасибо :)
sunsandy
17 май, 2011 23:11 (UTC)
Анечка, спасибо! Я искренне рада, если мой блог действительно помогает... :))
Для меня это очень важно!

Да, ты все правильно написала - важно понять, какой перед тобой человек. Но бывают ситуации, когда понимаешь, а сделать все равно ничего не можешь, не поддается моедль, словно неприступная крепость. Вот, тогда хорошо бы знать какие приемы не только самой фотографической работы, а еще и психологические, что можно сделать в данной ситуации, возможно, например, девушка не может расслабиться или сосредоточиться, или еще что...

Я планирую в недалеком будущем так же в одной из заметок поделиться именно теми приемами, которые сама использую...

:))

canon_girl
18 май, 2011 09:12 (UTC)
Было бы здорово почитать о таких приемах!
Мне почему-то кажется, что чисто интуитивно такие знания где-то есть, но их нужно как-бы "достать", осмыслить...
так что еще раз большое спасибо, что пишешь о таком! Это так здорово, когда человек открыт, а не держит все под секретом, будто это "тайна века" (у многих фотографов замечала, что они даже не хотят говорить, на что снимают. Боятся, что из-за этого кто-то будет снимать лучше чем они?)
sunsandy
20 май, 2011 06:56 (UTC)
Аня, еще раз спасибо тебе за добрые слова! :))

И не говори... Молчат и все! Или только прийди, заплати денежку, мы это мастер-классом назовем, чтобы тебе приятней было, и будем три часа пространные речи разводить. В итоге человек уходит - много слов слышал, а вынести из этого нечего - "вода" сплошная.
С такими навыками в партизаны идти нужно. Радовались бы, что, если средний фотографический уровень у младших коллег поднимется, то хоть конкуренция здоровая будет, а так только услада "измученного эго".

Приемы обязательно будут и еще будет фильм о творчестве Питера Линдберга, в нем очень просто и хорошо рассказывается о работе с человеком на съемке...

:))
canon_girl
20 май, 2011 06:59 (UTC)
Ты просто кладезь вдохновения! Зачитываюсь твоими статьями....
и пусть моя самооценка падает, но я хотя бы начну понимать, что же делаю не так, и куда нужно (хочу) стремиться...
спасибо тебе за это...
sunsandy
20 май, 2011 07:05 (UTC)
Мне очень-очень приятно... :))

Но самооценка ни в коем случае не должна падать! ) Наоборот, нужно чувствовать, что есть ориентиры, чтобы двигаться только вперед! И пусть это сложно, но все получится, если верить именно в свои силы, а они есть, нужно просто, это знать. И еще нужно знать, что кто много делает, прикладывает усилий, у того все получится. У тебя все получится, Аня! :))

Дорогу осилит идущий...

:)
canon_girl
20 май, 2011 07:07 (UTC)
это прям то, что нужно мне сегодня.... спасибо)
kate_seganova
28 май, 2011 10:38 (UTC)
Очень интересная заметка, обе ее части... :) Много нового узнала.... Особенно новичкам это должно быть интересно... :)
sunsandy
28 май, 2011 13:48 (UTC)
Катюша, спасибо тебе! :))
Мне очень приятно...
Тоже надеюсь, что это будет полезно, особенно тем, кто только в начале пути.
( 33 комментария — Оставить комментарий )






Разделы блога


- Мои фотоработы
- Статьи по фотографии
- Прогулки по Нью-Йорку
- Для вдохновения
- Вопрос-ответ
- Библиотека фотографа




Привет! Меня зовут Вера. Я - портретный фотограф и автор этого блога. Он для всех, кто любит фотографию, ищет вдохновение и хочет узнать что-то новое о любимом занятии. Я всегда открыта для новых интересных знакомств и творческого сотрудничества. Пишите! =) photo@belyavskaya.com



Популярные статьи


- Самообразование фотографа: дорогу осилит идущий!
- Как я увлеклась фотографией...
- Фотография: Цветная или чёрно-белая
- 15 книг по фотографии



Личный Инстаграм



Творческий

Инстаграм




Интересно о
фотографии


- BigPicture. Новости в фотографиях

- Fototips.ru - Уроки и статьи о фотографии и обработке фото

- Photoindustria - статьи и уроки фотографии, школа фотографии, курсы и мастер-классы фотографов, обработка и ретушь фотографий

- Photographer.ru. Профессиональный ресурс о мировой фотографии

- ProPhotos. Журнал о фотографии и фототехнике №1

- ProPhotos.ru. Профессионально о фотографии

- RosPhoto.com. "Российское фото. Онлайн": признанные мастера, талантливые любители, школа фотографии

- ХЭ Фотожурнал. Крупнейшее в Рунете собрание статей о фотографии
Разработано LiveJournal.com