?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись


Для искусства годится только тот материал,
который завоевал прочное место в сердце.

Константин Паустовский
 

Не так давно посмотрела записи с мастер-класса Паоло Роверси, который прошёл в  апреле 2010 года в Москве в рамках фотобиеннале. Конечно, больше это было похоже  на встречу с почитателями творчества, так как, кроме демонстрации работ в загадочном  полумолчании и полумраке и пространных ответов на вопросы аудитории, на первый  взгляд, больше ничего не происходило. Сама я успела сходить лишь на выставку в Манеже, где были представлены работы замечательнейших фотографов - моего любимого Питера Линдберга, самого Паоло Роверси, Эллиота Эрвита, Анри Картье-Брессона, Сары Мун и других авторов.
Мастер-класс фотографа такого уровня и другие открытые мероприятия - это всегда настоящий подарок и долгожданное событие. Я думаю, не будет ошибкой сказать, что многие из тех, кто пришёл в тот день в кинозал "Пионер" на Кутузовском проспекте, не только мечтали о встрече с любимым фотографом, но и надеялись, что он раскроет несколько секретов мастерства и поделится личным опытом, расскажет о том, как создавались те или иные из его работ. И безусловно, это очень важно, но на мой, субъективный, взгляд, гораздо более ценным оказывается раскрытие фундаментальной внутренней позиции фотографа, то, что нельзя выучить по книжкам и демонстрациям в студиях.

В самом начале мастер-класса Паоло Роверси произносит фразу, как бы вскользь, между прочим, но в ней заключен смысл гораздо более значительный и глубокий, чем могут дать все рассказы о световых схемах, камерах и закулисье фотосессий:

"Чувствительна не только пленка, чувствительным должен быть сам фотограф..." - в этом небольшом предложение заключен целый мир, ключ к разгадке творчества.

Очень малое количество зрителей действительно готовы принять и понять тему о  роли личности фотографа, его внутреннего мира в процессе создания фотографии.  Это и не удивительно. Под хорошей фотографией часто подразумевается успешная  фотография, та, что непременно будет сразу оценена "по достоинству", возможно,  если речь идёт об интернет-пространстве, получит высокий бал, а уж если успешность  проявляется в денежном эквиваленте, то радости её создателя нет предела. А так как, гении фотографии, равные по величине Паоло Роверси и Питеру Линдбергу, кроме всего прочего, ещё и востребованы индустрией, это порождает желание перенять именно те самые элементы успешности, выраженные в непосредственных фотографических навыках, технических приёмах, опыте самопрезентации и работы в коммерческой сфере. Всё субъективное, эфемерное, нематериальное, что задействовано в процессе создания фотографии - воспринимается как "вода" и пустая трата времени и денег слушателей. Они платят за товар и хотят получив его, ощутить в своих руках. А как можно ощутить в руках чужое восприятие красоты в себе или восхищение мимолетным взглядом модели?
Это, как говорится, спорно...

Но разве в любом искусстве есть что-то абсолютно бесспорное?..

Хочу немного уточнить свою точку зрения, чтобы не быть истолкованной неверно,  мол, только духовное имеет значение. Я ни в коем случае не умаляю технической  составляющей в фотографии, и даже, более того, считаю, что фотограф, как и врач, к примеру, должен в совершенстве знать все тонкости своей профессии: сначала в мединституте изучают общие разделы и все направления, а только после этого выбирают своеёи совершенствуются в нём. Так и фотограф должен осознавать, что фотография, особенно это касается тех, кто впервые взял в руки именно цифровую камеру, многогранный и сложнейший технический процесс, не "автоматная" стрельба сверхскоростной многопиксельной зеркалкой и умение ловко гнуть кривые в Photoshop, сама физическая природа этого процесса не связана с новейшими технологиями, она консервативна и требует внимания, времени, изучения и усердной практики. Снимай хоть на мыльницу - но это должно быть результатом осознанного выбора, сделанного на основании приобретенных знаний, а не от того, что модно, или консультант в фотомагазине посоветовал, или сегодня со скидкой выгодная цена.

Я специально не заостряю внимание в этой заметке на технической стороне, так как эти вопросы освещаются везде и всеми. Но это лишь одна сторона медали, один уровень, достигнув которого, нужно переходить на следующий, который, в действительности, оказывается более сложным - это ментальная, чувственная и духовная составляющая в фотографии.

Когда на вопрос одной из участниц мастер-класса Роверси ответил, что фотографии нельзя научить и улыбнулся, то это, не побоюсь предположить, означало лишь одно -  технике можно научить и можно научиться везде, и самому, и в школах, но чувствовать и видеть научить нельзя. Не могу сказать, что полностью согласна с таким мнением. Скорее, это очень сложные тонкие, интимные процессы, которыми нелегко управлять и совершенствовать и нет, наверное, пока однозначного решения на этот счёт. Но очевидно одно - именно виденье делает фотографа ФОТОГРАФОМ.  А виденье, в свою очередь, это результат жизненного опыта, ценностей, приоритетов, взглядов, принципиальных позиций, внутренней гармонии, поисков, чувства прекрасного и эстетического вкуса.

Ну вот, вы освоили, наконец-то, экспозицию, научились пользоваться собственной   камерой без инструкции, отличаете ISO от баланса белого, и прочее... Что дальше? А  дальше вся работа фотографа складывается из наполнения своих творений смыслом, будь то непринужденная нежность летнего утра или боль глубокого человеческого одиночества - проблематика у каждого своя. И та фотография, которая лишена смысла, а является лишь демонстрацией технических изысканий автора, пусть и весьма находчивых - это мёртвая фотография, всего лишь некий ничего незначащий двухмерный объект.

И когда рассуждают о творчеством пути на протяжении всей жизни или, более просто, о профессиональном самосовершенствовании, имеют в виду развитие и естественное изменение внутреннего мира человека.  Посколько в фотографии переплетение техники и содержания очень тесно, часто одно подменяется другим, поэтому для подкрепления собственного слов приведу пример из литературы, где техника, то есть умение читать и писать, с момента её освоения перестаёт влиять на сам процесс творчества. Родился маленький человечек, он ещё улюлюкает и агукает, но очень скоро, примерно, к году или полутора, малыш скажет свои первые слова. С этого первого слова он будет постепенно учиться говорить, повторяя за родителями, бабушками и дедушками, братиками и сестренками. Пройдёт ещё немного времени и слова сами будут рождаться в его детской головке под впечатлением от окружающего мира, в этом ему помогут воображение и фантазия.
Незадолго до школы мама и папа, скорее всего, начнут учить ребёночка читать и писать, в школе эти навыки освоятся, и в большинстве случаев, в совершенстве. Но было бы несправедливо утверждать, что каждый младший школьник - будущий писатель, лишь от того, что он умеет читать и писать. Недавно слышала такую фразу: "Если человек купил флейту, у него есть флейта, если человек купил фотоаппарат - он фотограф".
Это печально, но это так.

Многочисленные печатные издания и ресурсы в Интернете свидетельствуют, что нас со всех сторон окружают люди с фотоаппаратами, считающие себя фотографами, а иногда и вовсе творцами, художниками (наверное, от слова "худо"), а в действительности же - просто, ремесленники. Но не стоит лукавить и выдавать умелое ремесло, а часто и не очень умелое, за высокое искусство - это не одно и тоже.

Смотреть - не значит видеть.

Только совершенствование способности чувствовать, воспринимать, видеть, развитие внимания, наблюдательности, чувствительности, чуткости, воображения сможет по-настоящему обогатить фотографию, образы и сюжеты, созданные в ней, так, как ничто иное.

И как сказал Паоло Роверси, нужно научиться вкладывать свое сердце в камеру...

Мастер-класс Паоло Роверси. Источник

(Прошу прощения за неважное качество изображения)










Комментарии

( 21 комментарий — Оставить комментарий )
mikle_misu
18 май, 2011 17:32 (UTC)
Хорошо написано. спасибо
sunsandy
18 май, 2011 17:37 (UTC)
И Вам спасибо! =)
Мне приятно....
mikle_misu
18 май, 2011 17:37 (UTC)
вот теперь глубоко изучаю Паоло Роверси )))
видел его фотографии и раньше но особо с творчеством не знакомился
sunsandy
18 май, 2011 17:47 (UTC)
Это замечательно! =)
Он - своеобразый, но очень талантливый и у него, безусловно,
есть чему поучиться...
(Удалённый комментарий)
sunsandy
19 май, 2011 12:04 (UTC)
Наденька, спасибо тебе большое! :))
Я очень рада, что все оказалось полезным...

Да, по-английски было бы лучше, но, например, все равно, с переводом, чтобы и так, и так слушать можно было.
teyasaveleva
19 май, 2011 05:23 (UTC)
Очень интересно. Спасибо :)
sunsandy
19 май, 2011 12:05 (UTC)
Тея, спасибо... :)
lyalyunya
19 май, 2011 11:00 (UTC)
спасибо большущее за видео, один из моих любимых фотографов.
sunsandy
19 май, 2011 12:09 (UTC)
:)) Скоро будет еще фильм о творчестве и нюансах работы Питера Линдберга, который также показывали в рамках Московского фотобиеннале 2010, перед мастер-классом фотографа, и замечательный документальный фильм-интервью с Ричардом Аведоном...

Edited at 2011-05-19 12:10 (UTC)
lyalyunya
19 май, 2011 12:46 (UTC)
ооо, жду с нетерпением!
canon_girl
23 май, 2011 12:55 (UTC)
мне очень понравилась статья...
но почему-то не могу подобрать слова, чтобы выразить что я чувствую по этому поводу.. поэтому напишу проще -- большое спасибо за то, что ты пишешь!)
sunsandy
23 май, 2011 23:13 (UTC)
Аня, спасибо тебе! =))
Так приятно на душе от твоих добрых слов стало...
(Удалённый комментарий)
sunsandy
26 май, 2011 17:01 (UTC)
Спасибо Вам большое за добрые слова... :)
Мне очень-очень приятно.
(Удалённый комментарий)
sunsandy
26 май, 2011 17:27 (UTC)
Вениамин, спасибо... :))
Конечно, можно.
Я посмотрела Ваш журнал - очень интересный и искренний. Мне понравилось...
seven_dvm
16 июн, 2011 20:35 (UTC)
Дело за малым - научиться видеть :)
sunsandy
16 июн, 2011 20:42 (UTC)
:)) И не говорите...
В точку!
seven_dvm
16 июн, 2011 20:47 (UTC)
Я, к слову сказать, не верю тем, кто говорит, что научился видеть.
sunsandy
16 июн, 2011 20:53 (UTC)
Творческое видение - это настолько абстрактная категория, что, скорее, ей можно учиться всегда, каждый день своей жизни, чем освоить, как, допустим, умение читать или писать... Оно должно развиваться и совершенствоваться постоянно.
( 21 комментарий — Оставить комментарий )






Разделы блога


- Мои фотоработы
- Статьи по фотографии
- Прогулки по Нью-Йорку
- Для вдохновения
- Вопрос-ответ
- Библиотека фотографа




Привет! Меня зовут Вера. Я - портретный фотограф и автор этого блога. Он для всех, кто любит фотографию, ищет вдохновение и хочет узнать что-то новое о любимом занятии. Я всегда открыта для новых интересных знакомств и творческого сотрудничества. Пишите! =) photo@belyavskaya.com



Популярные статьи


- Самообразование фотографа: дорогу осилит идущий!
- Как я увлеклась фотографией...
- Фотография: Цветная или чёрно-белая
- 15 книг по фотографии



Личный Инстаграм



Творческий

Инстаграм




Интересно о
фотографии


- BigPicture. Новости в фотографиях

- Fototips.ru - Уроки и статьи о фотографии и обработке фото

- Photoindustria - статьи и уроки фотографии, школа фотографии, курсы и мастер-классы фотографов, обработка и ретушь фотографий

- Photographer.ru. Профессиональный ресурс о мировой фотографии

- ProPhotos. Журнал о фотографии и фототехнике №1

- ProPhotos.ru. Профессионально о фотографии

- RosPhoto.com. "Российское фото. Онлайн": признанные мастера, талантливые любители, школа фотографии

- ХЭ Фотожурнал. Крупнейшее в Рунете собрание статей о фотографии
Разработано LiveJournal.com