?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

Сегодня я открываю в своём журнале новую рубрику "Библиотека фотографа". И расскажу о 15 интереснейших и познавательных фотокнигах, которые я читаю сама,  использую в творчестве и работе над конкретными техническими задачами, и которыми очень хочу поделиться со своими читателями и зрителями, так как именно эти книги могут оказаться незаменимыми помощниками не только для начинающих фотографов, но и для более опытных моих коллег.
Как я писала раньше, обмен опытом - очень важная составляющая любого профессионального сообщества. И чтобы бессмысленно не вариться в собственном соку, предлагаю вам не стесняться и оставлять в комментариях к публикации названия и авторов своих любимых фотокниг. В итоге, совместными дружными усилиями мы соберём замечательную библиографическую базу, основанную не на рекламных обзорах ассортимента книжных магазинов, а на практическом опыте каждого из нас. Это будет бесценно для освоения прекрасного и непростого искусства фотографии.

Итак, начнём...

(Приношу свои искренние извинения за неудобство чтения материала статьи по частям. К сожалению, возможности ЖЖ не позволили мне опубликовать его целиком в одном сообщении. Так что, вот здесь можно также познакомиться со второй и третьей частями обзора...)

15 книг о фотографии... Часть 2.

15 книг о фотографии... Часть 3.



Abelardo Morell. Six Dictionaries, 2000

http://www.abelardomorell.net/

Книги, о которых пойдёт речь дальше, будут представлены в нескольких категориях, согласно их тематике и разделам фотографии (изображения увеличиваются).


Художественная фотография, становление личности фотографа, история фотографии


ФОТОМАСТЕР

Автор: Светлана Пожарская
Издательство: "Пента", 2001


Это совершенно уникальная в своём роде книга, которая, в отличие от огромног числа другой фотолитературы затрагивает очень сложную, спорную и, на первый взгляд, субъективную сторону фотоискусства и творчества - его художественную составляющую, рассматриваемую с различных точек зрения: психологической, искусствоведческой, исторической, с позиций выразительности конкретного снимка и композиции кадра. Автор помогает разобраться в проблемах развития видения фотографа, рождения образа и формирования индивидуального авторского стиля.
Кроме того, в книге достаточно полно и интересно представлены материалы по истории фотографии в лицах, а также - интервью с мастерами отечественной фотографии, такими как Владимир Семин, Станислав Яворский, Георгий Колосов, Едыге Ниязов, Сергей Чиликов и другими.
Книга Светланы Пожарской неслучайно является первым номером в моём обзоре - я искренне считаю, что это тот самый краеугольный камень в изучении фотоискусства, с которого должен начинаться сознательный путь каждого фотографа. Так как фотограф (читаем: "Творец, художник" - ведь мы говорим о фотографии исключительно как о творчестве) должен с самого начала осознавать свою роль внимательного наблюдателя, мыслителя, созидателя, и лишь потом, человека, который нажимает на кнопку.  


НОВАЯ ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ
Под редакцией Мишеля Фризо, том I


Русское издание: MACHINA, 2008


Название книги говорит само за себя. И быть многословной здесь совершенно не имеет смысла. Скажу лишь, что сейчас в России это, наверное, самое лучшее и подробное изложение материала по зарубежной истории фотографии со времён создания первых камер-обскура, рисовальных и световых машин, зарождения фотографии в начале 19 века и до этапов развития в первой четверти 20. Текст книги великолепно проиллюстрирован огромным количеством репродукций аутентичных фотопроизведений, гравюр и схем.
Как мне кажется, не будет лишним также напомнить, почему история фотографического искусства столь важна, особенно для молодого фотографа. В век цифровых технологий не стоит забывать о том, что истинная суть фотографии -это свет. А чудо рождения изображения таится во взаимодействии света с эмульсией, а не в количестве мегапикселей и умении работать в компьютерном редакторе. Фотография рождается здесь и сейчас, с помощью света и тени. История фотографии поможет всегда помнить об этом и ценить фотопроцессы за чудо создания и погружения в прекрасную тайну, а не только за конечный результат.


Композиция кадра


ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОСЪЕМКИ

Автор: Марк Гейлер (Mark Galer)
Издательство: NT Press, 2005
Оригинальное название: Photography Foundations for Art & Design


Эта книга представляет собой универсальное издание, систематизировано освещающее различные вопросы фотографии от художественной наполненности образа до выбора и освоения камеры и последующих технологий печати и обработки снимков. Но главным достоинством книги и основной особенностью, приятно выделяющей её на фоне аналогичных изданий, является наличие интересных фотографических упражнений в каждом разделе книги - это чрезвычайно важно. Подобно тому, как человек может укреплять своё тело гимнастикой или закаливанием, так - с помощью творческих заданий, которые предлагает автор, мы можем на любом этапе профессионального становления развивать своё фотографическое мышление, фантазию, воображение и способность придумывать новые идеи и находить максимально выразительные способы и средства их реализации. Работа над конкретной, чётко поставленной задачей, будь то композиция, изучение света, создание фотоистории на выбранную тему, приучает наш мозг трудиться сосредоточенно и аналитично, а приобретённые навыки постепенно доводятся до интуитивного автоматизма, в лучшем смысле этого слова, что позволяет творить, опираясь не только на теорию, но и на значительный практической опыт.
Единственным минусом именно российского издания книги является местами весьма некорректный перевод с английского некоторых терминов. Например, часто встречающееся в тексте слово "дизайн", совершенно не укладывается по смыслу в разговор о фотографии и выпадает почти из всех предложений, в которых используется. Это, скорее всего "калька" с английского слова "design". И гораздо уместнее здесь было бы другое из его значений: "замысел" - в контексте идеи или создания концепции съёмки.


ДАО ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ
искусство создавать удачные снимки


Автор: Майкл Фриман (Michael Freeman)
Издательство: Добрая Книга, 2008
Оригинальное название: The Photographer's Eye: Composition and Design for Better
Digital Photos



Прежде чем рассказать о книге, хочу сделать важное замечание. Как видно из оригинального названия и отечественного варианта, русский перевод крайне вольный, не только по фактическому подбору слов, но и по смыслу. Примерный правдоподобный перевод мог бы быть таким: "Вгзляд фотографа (или видение): Замысел ("композиция" меньше подходит) и создание лучших цифровых снимков". Что же означает претенциозное, помпезное, почти бессмысленное и притянуто за уши "ДАО цифровой фотографии" - толком не ясно, так как в самой книге речь идет исключительно о композиции кадра, который может быть сделан как с помощью пленочной камеры, так и - цифровой. Разные обложки, разные названия, но содержание русскоязычного и англоязычного изданий, к счастью, абсолютно идентичное.
Убрав всю шелуху, навязанную предприимчивыми маркетологами, мы увидим перед собой замечательную книгу по композиции фотографического кадра. Рискну предположить, что сам автор, когда добавлял в название словосочетание "цифровые фотографии", не столько анонсировал содержание книги, сколько приглашал новичков присоединиться к прекрасному миру гармоничного построения пространства снимка. Я и сама замечала такую тенденцию, что по неопытности или из-за отсутствию старшего товарища, многие начинающие, именно с цифровых камер, фотографы, боятся покупать что-либо без заветного слова "цифра" в названии.
Книга хороша ещё и тем, что весь материал изложен максимально доступно и просто, и наглядно проиллюстрирован фотографиями самого автора, согласно теме каждого раздела. Это превосходная, легкая для понимания и усвоения азбука, именно с которой и стоит начинать изучение предмета, а продолжить - уже более серьезными работами, о которых речь пойдёт дальше. Ещё один важный момент - это взгляд на проблемы композиции через призму выразительности будущего кадра, его понятности, способности четко и ярко передавать авторской замысел. Все элементы изображения должны работать на его эмоциональную силу, напряженность, объемность и раскрытие смысла - так кратко можно сформулировать основную идею книги, которая мастерски открывается читателю.


ФОТОГРАФИЯ КАК...

Автор: Александр Лапин
Издатель Л. Гусев, 2007





Эта книга не нуждается в особом представлении. Так как уже сейчас её можно назвать одной из лучших в своём роде. Именно к ней стоит переходить от самого первого знакомства с композицией посредством предыдущего издания. "Фотография как..." - это фундаментальный труд по самым острым, значимым и философским проблемам композиции фотографии. Это, практически, новая предметная область, возникшая на стыке композиции и психологии восприятия. Глубокое, почти анатомическое, изучение вопроса представлено Александром Лапиным в чередовании подробного анализа изобразительного пространства кадра и его элементов, ограниченного рамками видоискателя, или краями готового фотоснимка, на примере работ разных авторов, и вдумчивых размышлений о природе фотографии как искусства, творчества, вида деятельности, его предназначении, пути и роли в судьбе человека.
Книга учит фотографа думать, видеть, понимать на всех возможных уровнях сознания и чувств. "Щелкуны" или охотники за быстрой славой и прибылью обычно не доходят до встречи со страницами этой книги, потому что в их системе мировоззрения фотография - это что угодно, но только не великое умение видеть и создавать, и уж тем более не великий труд. "Пойду пофотаю!" - говорят они. И это не просто удобная формулировка. Это семантика, философия, отношение к тому, чем занимаешься, сам не понимая для чего. Так что, приподнимая приятную на ощупь, очень ласковую обложку "Фотография как..." нужно быть готовым к великой внутренней работе.

Комментарии

( 24 комментария — Оставить комментарий )
gremlin_p
17 июн, 2011 04:59 (UTC)
ФОТОМАСТЕР сей час читаю!
Самая офигенная которую я читал это Поэтика фотографии!
как дела?
sunsandy
17 июн, 2011 05:19 (UTC)
=) Привет, Петя!
Дела - неплохо... Вот, наконец-то дописала обзор.
Сейчас спать собираюсь.
Напиши мне в контакте, как ты.

"Поэтика" у меня тоже есть, но пока ещё не читала.
gremlin_p
17 июн, 2011 05:21 (UTC)
Почитай обязательно! напишу в жж;) после того как поспишь)
sunsandy
17 июн, 2011 05:23 (UTC)
Обязательно прочитаю... =)
gremlin_p
17 июн, 2011 05:23 (UTC)
Ты тоже напиши мне в лчку, как твое ничего.....
alenkiy1
17 июн, 2011 09:07 (UTC)
Вера, спасибо огромное за труд!
очень полезная информация и прекрасное изложение)
sunsandy
17 июн, 2011 10:31 (UTC)
Аня, спасибо! :))
Буду очень рада, если что-нибудь пригодится...
Книги действительно замечательные.
alenkiy1
17 июн, 2011 11:05 (UTC)
обязательно пригодится! я как раз думала на эту тему, серьезно)
lyalyunya
17 июн, 2011 12:17 (UTC)
спасибо за обзоры, прочитала все 3 части! Заинтересовалась "Новой историей фотографии" :)
sunsandy
17 июн, 2011 15:34 (UTC)
Оля, спасибо Вам... :))
Очень рада, что нашли для себя что-то интересное.
monoculus
17 июн, 2011 15:26 (UTC)
Я оставил не совсем уместное сообщение к следующему Вашему посту. Прошу прощения. Читаю ленту наоборот, с самих последних постов.
sunsandy
17 июн, 2011 15:35 (UTC)
Андрей, я все понимаю... :)
Это Вы меня простите, что так неудобно представляю материал. Но жж по-другому не дал этого сделать. Сама не рада делению на части.
kate_seganova
18 июн, 2011 09:16 (UTC)
Верочка, ты проделала огромную работу! Думаю, что теперь твой блог можно относить к разряду "настольная книга начинающего фотографа"... Щедрость, с которой ты делишься знаниями, восхищает, мало кто способен потратить время и силы на помощь другим, к тому же потенциальным конкурентам... :)
Что касается самой заметки, интересно читать, даже обидно, что нет необходимости применять на практике... Буду рекомендовать ее!
sunsandy
20 июн, 2011 22:14 (UTC)
Катюшенька, спасибо тебе большое! :))
Так приятно, что тебе понравилось! Ты знаешь, как я всегда рада твоим отзывам и похвале,
хоть вся эта фотографическая тема тебе не так близка...
zaykivi
22 июн, 2011 10:10 (UTC)
спасибо большое за подборку! это важное дело :)
у меня некоторые книжки есть :) и кое-что присмотрела из твоего списка
а Лапина я читать не смогла, не могу объяснить почему даже ... как-то у не все то ли сумбурно
sunsandy
22 июн, 2011 13:09 (UTC)
Вика, спасибо большое! :))
Я тебя очень понимаю... У меня тоже такое бывает.
Думаю, что, наверное, для каждой книги нужно свое время, иначе и читать не стоит.
У меня такое случалось с некоторой художественной литературой. Проходило время - и все исправлялось, но с какими-то произведениями до сих пор подружиться не могу...
zaykivi
22 июн, 2011 16:54 (UTC)
С Лапиным как ни странно мне все время хотелось спорить, перебивать и т.д.
как-то он меня сильно будоражил :))
sunsandy
22 июн, 2011 19:06 (UTC)
:) интересно, как у разных людей отличается восприятие...
zaykivi
22 июн, 2011 10:12 (UTC)
а есть у тебя дома фото альбомы (или по искусству) в коллекции, что дают тебе Inspiration?
sunsandy
22 июн, 2011 13:21 (UTC)
Да... :) Не столько, конечно, сколько хотелось бы. ))
Самый любимый - фотоальбом "Peter Lindbergh. 116". Но купить его смогла только в штатах, так как в Москве цена для меня была совершенно неподъемная. А тут оказалось почти в два раза дешевле.
Еще очень поднимают творческий дух альбомы Эллиота Эрвитта "Personal Best", сборник модной фотографии с конца первой трети 20 века по наши дни "Model as Muse" и совершенно потрясающие - Edward Steichen "In High Fashion The Conde Nast Years 1923-1937" и Heinrich Kuhn "The Perfect Photograph".


:)
wonderfullifest
23 июн, 2011 09:33 (UTC)
Спасибо Вам огромное за ваш труд и за того, что делитесь с нами информацией по книгам по фотоискусству.
sunsandy
23 июн, 2011 19:09 (UTC)
И Вам спасибо за теплые слова... :)
Очень приятно!
Рада, что обзор может быть полезным.
( 24 комментария — Оставить комментарий )






Разделы блога


- Мои фотоработы
- Статьи по фотографии
- Прогулки по Нью-Йорку
- Для вдохновения
- Вопрос-ответ
- Библиотека фотографа




Привет! Меня зовут Вера. Я - портретный фотограф и автор этого блога. Он для всех, кто любит фотографию, ищет вдохновение и хочет узнать что-то новое о любимом занятии. Я всегда открыта для новых интересных знакомств и творческого сотрудничества. Пишите! =) photo@belyavskaya.com



Популярные статьи


- Самообразование фотографа: дорогу осилит идущий!
- Как я увлеклась фотографией...
- Фотография: Цветная или чёрно-белая
- 15 книг по фотографии



Личный Инстаграм



Творческий

Инстаграм




Интересно о
фотографии


- BigPicture. Новости в фотографиях

- Fototips.ru - Уроки и статьи о фотографии и обработке фото

- Photoindustria - статьи и уроки фотографии, школа фотографии, курсы и мастер-классы фотографов, обработка и ретушь фотографий

- Photographer.ru. Профессиональный ресурс о мировой фотографии

- ProPhotos. Журнал о фотографии и фототехнике №1

- ProPhotos.ru. Профессионально о фотографии

- RosPhoto.com. "Российское фото. Онлайн": признанные мастера, талантливые любители, школа фотографии

- ХЭ Фотожурнал. Крупнейшее в Рунете собрание статей о фотографии
Разработано LiveJournal.com