?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Приношу свои искренние извинения за неудобство чтения материала статьи по частям. К сожалению, возможности ЖЖ не позволили мне опубликовать его целиком в одном сообщении. Так что, вот здесь можно прежде познакомиться с первыми двумя частями обзора...

15 книг о фотографии... Часть 1.

15 книг о фотографии... Часть 2.




Abelardo Morell. 1841 Book of Proverbs for the Blind, 1995
http://www.abelardomorell.net/


Ретушь и компьютерная обработка цифрового изображения


ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ и PHOTOSHOP

Автор: Александр Ефремов
Издательство: Питер, 2009



В настоящее время по компьютерной обработке и работе с одной из самых популярных программ выпущено огромнейшее количество литературы. Полки соответствующих разделов книжных магазинов ломятся от пухлых изданий, а глаза покупателя предательски разбегаются. Став жертвой подобного изобилия, я сама не раз покупала книги, которые не только не помогали мне изучить и без того непростую программу, но запутывали и отпугивали окончательно. Основное отличие таких моих "неудачных" покупок заключалось в том, что я выбирала слишком подробные труды, а если быть точной, слишком общие руководства, которые подразумевали в рядах своей потенциальной аудитории не только фотографов. Тем не менее, взаимодействие фотографа и Photoshop носит вполне определённый характер и затрагивает более или менее "ограниченный" набор программной функциональности, что, соответственно, подразумевает крайне направленное изложение материала, а выражаясь простым языком, "по теме".
Вот таким замечательным и ёмким руководством по работе с цифровыми файлами в программе Photoshop для фотографов и оказалась ещё одна книга Александра Ефремова. Материал книги представлен очень структурированно и чётко. Затрагивая только самые необходимые темы, не отвлекаясь на заманчивое многообразие функций и пунктов меня, автор целеустремленно и бойко ведёт читателя к уверенному овладению навыками компьютерной постобработки и ретуши цифровой фотографии, начиная с самого первого шага - базовой настройки программы и компьютера - к разнообразными приёмам и способам ретуши, созданию чёрно-белых или тонированных изображений различными методами, на выбор фотографа. Кроме того, в книге рассказывается и показывается, как с помощью доступных программных средств можно делать интересные изобразительные, световые и живописные эффекты, имитировать плёночное зерно и многое-многое другое. И не побоюсь сделать вывод, что это книга - одно из лучших руководств по работе в Photoshop для начинающих фотографов.


СЕКРЕТЫ RAW
Профессиональная обработка


Автор: Александр Ефремов
Издательство: Питер, 2008





Я знаю, что в настоящее время некоторые из моих коллег вполне сознательно снимают на свои цифровые камеры в формате JPEG. Чем продиктован столь необычный, на мой взгляд, выбор, я, как ни старалась, так узнать и не смогла. Безусловно, это личное дело каждого, но всё же существует немало весомых аргументов в пользу "сырого" формата: и это не только бо'льшие возможности RAW при записи информации в момент съёмки и, соответственно, бо'льшие возможности при постобработке файла, но и важное "вещественное доказательство" вашего авторства на случай мало приятного разбирательства в суде или иных инстанциях на предмет установления этого самого права авторства в случае незаконного использования плодов творчества в корыстных или других целях, без вашего на то ведома и согласия.
Поэтому книга Александра Ефремова "Секреты RAW" - это прекрасное техническое руководство по работе с замечательным, но непростым цифровым форматом. Материал, представленный в книге, весьма полно и подробно охватывает основной спектр вопросов и проблем по теме: принципиальные различия JPEG и RAW, подготовка камеры к съёмке в формате RAW, калибровка камеры, работа с модулем Camera RAW, обзор существующих RAW-конвертеров, "сырой" формат и динамический диапазон снимка, варианты решения проблем повышения резкости, уменьшения шумов, создания чёрно-белых изображений и другие интересные и важные темы.
Таким образом, минуя сомнительные мнения, как то, "так делают все" или "так принято", начинающий фотограф сможет сделать сознательный выбор на основе объективных фактов и знаний, с которыми его знакомит книга Александра Ефремова.

РЕТУШИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА ИЗОБРАЖЕНИЙ В PHOTOSHOP

Авторы: Кэтрин Айсманн, Уэйн Палмер (Katrin Eismann, Wayne Palmer)
Издательский дом "Вильямс", 2008
Оригинальное название: Photoshop
Restoration & Retouching, Third Edition



Эту книгу как лучшее пособие по портретной ретуши рекомендовал мне Александр Ефремов, когда я училась у него на курсе Photoshop. Третье издание, написанное Кэтрин Айсманн в соавторстве с Уэйном Палмером, можно смело назвать энциклопедией компьютерной ретуши. В книге представлено огромное количество различных способов восстановления, коррекции, преобразования цифровых изображений. Особое внимание уделяется реставрации старых снимков. Тех фотографов, для кого данная тема не представляется интересной, прошу сразу не торопиться с выводами, потому что в умелых руках и при участии творческого подхода любая техника ретуши может быть преобразована полезным для вас способом, исключительно в целях решения ваших актуальных задач. В книге самым подробным образом рассматривается ретушь в портрете: всевозможные виды цветокоррекции, как изображения в целом, так и отдельно кожи человека, его волос, глаз, губ и т.д., способы удаления или минимизации практически всех существующих видов дефектов и неровностей кожи, скульптурная свето-теневая обработка, "пластика" человеческой фигуры, неважно, исправление ли это формы носа или коррекция силуэта, очертаний ног, рук, ягодиц и прочее.
Для портретного фотографа это книга просто незаменима. Благодаря такому огромному разнообразию способов ретуши, представленных на её страницах, можно создать свой собственный подход - элементов для комбинации и "сборки", в этом смысле, будет более, чем достаточно. Но как часто происходит, лучшее - враг хорошего, поэтому, искренне рекомендуя данное издание, все же хочу сделать небольшое уточнение. Многие способы ретуши кожи, о которых рассказывают авторы, ориентированы не только на эффективность и достижение поставленной задачи, но и на некоторое упрощение всего процесса постобрабокти, что, безусловно, прекрасно и похвально, но иногда может негативно сказаться на конечном результате. В некоторых случаях способы ретуши, при слепом следовании инструкции, могут сделать изображение неживым, словно пластиковым, с потерей фактуры и объёмности, зато с небольшими временными затратами. Поэтому... Лучшая тактика работы с материалом книги - это применение разных приёмов в комбинации с другими или как дополнение к уже имеющимся наработкам, так как в художественном портрете на первом месте - человек с его внутренним миром и настроением, а не хорошо отретушированная кожа. В конце концов, лишь та обработка является качественной и мастерски выполненной, которую невозможно заметить невооружённым глазом.


И в завершении первого выпуска "Библиотеки фотографа" ещё несколько общих рекомендаций, касательно выбора литературы по фотографии для тех, кому актуален данный вопрос. Когда я только начинала заниматься фотографией, то понимала, что мне, безусловно, было бы полезно что-нибудь почитать, но оказавшись в книжном магазине, сделать выбор я не смогла, потому что не только не знала от чего оттолкнуться, я не вполне осознавала по каким критериям оценивать представленные книги и чего ждать от их содержания. Спустя некоторое время, возможно, несколько недель, я все же приобрела парочку книг и дрожащими руками принялась их изучать... Но ответов на волновавшие меня вопросы я не нашла и тогда, решив, конечно же, что причина исключительно во мне и, вероятно, врожденном техническом кретинизме. Перелистывая сейчас ради праздного любопытства страницы тех "непонятных" первых книг, которые по неопытности купила без чье-либо помощи, я понимаю, что дело было не только во мне - сами пособия и руководства оказались бездарно написаны людьми, недалеко ушедшими от моего фотографического уровня тех лет. Любитель, взявший на себя неподъёмную ответственность учить других делу, которым сам владеет с трудом, да ещё за денежное вознаграждении в виде стоимости книги, становится дилетантом или шарлатаном, но никак не педагогом.

Так что, извлекая урок из ошибок прошлого, сформулирую несколько несложных советов:

- первый и, наверное, самый главный совет - не при каких обстоятельствах не следует покупать нечто отдаленно напоминающее книгу, в названии которой присутствует словосочетание "... для чайников". Так как эти издания действительно написаны для "чайников", которые не только не относятся к фотографии серьёзно, но, более того, считают это плёвым делом - так же "плёво" разбираются в подобных книгах фототемы;

- хорошего много не бывает - этим принципом следует руководствоваться выбирая из огромного количества наименований. Хорошие книги не могут появляться в продаже со скоростью света, поэтому не стоит отвергать более ранние издания в пользу новомодных и разрекламированных. Технический прогресс может идти семимильными шагами, но основы цифровой, не говоря уже о плёночной, фотографии ещё очень долго будут неизменны, какими бы быстрыми ни стали процессоры и многопиксельными матрицы, это никак не может повлиять на фундаментальные положения в фотографии;

- при выборе книги не стоит поддаваться на громкие обещания издателей, так как действительно хорошая литература не нуждается в замысловатых лозунгах-завлекалках. Хотя бывают редкие и приятные исключения, как, например, рассмотренная нами работа Генри Горенштейна о чёрно-белой фотографии. Но, как говорится, исключения лишь доказывают правила;

- не следует также верить всему, что пишут на обложках, многие из которых кроме кричащих названий, ещё и пестрят заблуждениями. Например, когда разделяют композицию кадра на плёночную и цифровую, так как даже новичку понятно, что будь это хоть квадрат среднеформатной камеры, способ получения изображения никак не
может повлиять на законы управляющие взаимодействием элементов в изобразительном пространстве снимка;

- ещё одним пунктом чёрного списка псевдопособий по фотографии можно назвать
крайне сомнительные книжечки об "искусстве позирования" (на обложках которых обычно красуются дамы не первой свежести с многозначительными томными выражениями на лицах), так как они не только дают фору любому современному изданию камасутры, с той лишь разницей, что написаны для сольного исполнения, но и совершенно не имеют ничего общего с адекватным человеческим взаимодействием фотографа и модели. Вряд ли заученный набор поз (мы все ещё говорим о фотографии) поможет раскрепоститься неопытной в фотосессиях девушке или наделит навыками эффективного общения застенчивого фотографа - так что, не стоит тратить свои деньги и время на подобный обман;

- и ещё кое-что: какой бы замечательной и полезной в итоге не оказалась купленная книга о фотографии, она - всего лишь книга - хороший помощник и учитель, да - но не одна книга, без долго и упорного труда, не способна сотворить чудо и сделать из фотолюбителя фотомастера.

Приятного чтения, друзья...

P. S. Несколько полезных ссылок по теме:

Сообщество fotobooks


Библиотека фотографа

Книги по фотомастерству



Комментарии

( 27 комментариев — Оставить комментарий )
monoculus
17 июн, 2011 15:19 (UTC)
Хороший материал! Восхищен Вашими сообщениями. Но тут представлены книги в основном по обработке в графических редакторах. Но не менее полезны, а скорее даже более, книги посвященные композиции и выразительным средствам фотографии, например книги Л.П. Дыко, их 3 штуки. Ю. Михалкович "Поэтика фотографии". А. Лапин "Фотография как...".
sunsandy
17 июн, 2011 15:31 (UTC)
Андрей, спасибо большое! :))
Это только третья часть от представленных 15 книг. В журнале есть еще 2 части. В одной из них я рассказываю о книге Александра Лапина в разделе "Композиция кадра". Сама понимаю, что такое деление на части крайне не удобно, но, к сожалению, контент жж не позволил мне опубликовать весь материал в одной публикации... Написал, что слишком большое сообщение получается.
Спасибо за Ваши рекомендации. "Поэтика фотографии" у меня есть - обязательно прочитаю. А вот с Дыко не знакома - буду исправляться.

:)
monoculus
17 июн, 2011 15:44 (UTC)
У Лидии Петровны Дыко 3 книги: "Беседы о фотомастерстве", "Фотокомпозиция" и "Основы композиции в фотографии". Это "библия" фотографии. Очень актуальная литература, несмотря на то, что написано в 70-е годы.
sunsandy
17 июн, 2011 15:48 (UTC)
Как здорово! :))
Я как раз больше доверяю авторам той эпохи, доцифровой, когда всякой ерунды вокруг фотографии не городили.
Спасибо большое, Андрей! Я думаю, что если хорошо поискать можно найти или через интернет магазины, или, когда в Москве буду, в букинистических магазинах.
monoculus
17 июн, 2011 15:52 (UTC)
Естественно, настоящие книги только на бумаге, как и фото! ;-)
А то, что литература не привязана к конкретной технологии получения изображения - это только на пользу. Читателю предоставляется проникнуть в сущность искусства.
sunsandy
17 июн, 2011 16:01 (UTC)
Да... :)
Я уже писала и повторюсь снова, что меня просто поражает такая сознательная безграмотность, когда композицию кадра пытаются классифицировать в зависимости от типа светочувствительного приемника - это же дикость какая-то.
monoculus
17 июн, 2011 16:18 (UTC)
Более того, об выразительных средствах фотографии не думают, даже не знают многие о таком понятии "фоткают" себе и в ус не дуют. При этом умудряются снимать коммерческие заказы, свадьбы! Хорошо, если интуитивно получается...
sunsandy
17 июн, 2011 16:31 (UTC)
Точно-точно! :)
Но, я думаю, интуитивно - это до поры до времени. Потому что без развития не может быть прогресса и подобные работы таких авторов останутся просто неплохим средним уровнем, а возможно, и весьма посредственным. Как сказал Белинский, кто не движется вперед - движется назад...
monoculus
17 июн, 2011 17:56 (UTC)
Да. Хорошо поговорили :-)
sunsandy
17 июн, 2011 17:58 (UTC)
=) Согласна...
Андрей, спасибо ещё раз за отличные рекомендации книг!
monoculus
17 июн, 2011 15:50 (UTC)
Кстати, сам читаю и рекомендую интересующимся, книги не только специализированные по фото, но и касающиеся общих вопросов изобразительного искусства. Например, С.М. Даниэль "Искусство видеть" или Р. Арнхейм "Искусство и визуальное восприятие".
sunsandy
17 июн, 2011 15:58 (UTC)
Полностью согласна! Полностью! :)
Так как для развития восприятия не столь важно живописью ли заниматься или фотографией, законы общие применительного к обеим этим сферам.

Кстати, сейчас нашла в интернете все три книги Дыко в режиме доступном для чтения, поэтому пока живые книги не куплю, почитаю электронные...
monoculus
17 июн, 2011 16:15 (UTC)
А я на принтере себе их распечатал ;-)
alex_caparbio
20 июн, 2011 16:00 (UTC)
Привет, Вера! Ты читаешь правильные хорошие книги! И это чувствуется в твоих работах - ведь только умеющий читать добивается успеха!
Ps Имя Лапина отличное противоядие от яростных критиков! )))))))))))))))
sunsandy
20 июн, 2011 19:07 (UTC)
Леша, спасибо тебе... :))
Надеюсь, что-нибудь из моего списка пригодиться и другим.
А ты поделишься какими-нибудь авторами и книгами? Даже не сомневаюсь, что есть чем поделиться! ;)
alex_caparbio
21 июн, 2011 16:29 (UTC)
Конечно! ))) Но твой список настолько хороший, что нужно постараться)))
alex_caparbio
21 июн, 2011 16:44 (UTC)
Ольга Голубева и ее Основы композиции http://www.kniginina.ru/index.php?id=27530&item_type=10 и
Дмитрий Кораблев написал отличный самоучитель не только для фотографов, но и для моделей. С его помощью можно легко добиться хорошего результата без долгих объяснений http://www.knigisosklada.ru/book/2192620/Fotografiya/
sunsandy
22 июн, 2011 14:10 (UTC)
Леша, спасибо большое! :))
Первую книгу еще не читала, но много наслышана о ней и только хороших отзывов.
Обязательно прочитаю.
Вообще, мне кажется, что фотографам полезно не только про фотографию читать, но и книги, написанные для художников, как работа Ольги Голубевой.
По поводу второй книги... Прости меня, пожалуйста, за сомнения. ) Но это не такого рода издание, как я описываю в самом конце третьей части? Просто, меня всегда смущали такие темы и их редко хорошее изложение. Не могу, конечно, именно об этой книге судить - не читала. Поправь меня, если я все же ошибаюсь... :) Хорошо?
alex_caparbio
22 июн, 2011 16:08 (UTC)
Хо-хо! Я понял, что ты имела ввиду )))
В книге Д. Кораблев приводит не просто дежурные схемы и позы как в пособиях для "чайников с большими деньгами", а на примерах демонстрирует как работают законы композиции и освещенности, как влияет на результат работы фотографа умение учитывать психологию восприятия зрителем изображения вообще и поз и жестов в частности, как работает знаковая система снимка.
Ps Очень часто у амбициозных фотографов замечаю колоссальные противоречия того, что изображено и что (оказывается!) задумано.
Вообще сейчас время "псевдо" или просто "любителей". Каждый у кого есть блажь занимается не своим делом и навязывает свой дурной вкус окружающим, подавляя большинством таких же как они. Общий уровень знаний в области искусства падает - и, в итоге, искусство становится все более формальным, безвкусным и, в конечном итоге, - пошлым.
)))))))
svdik
21 июл, 2011 23:36 (UTC)
Я таки извиняюсь за вклинивание в дискуссию, но по поводу Кораблева Вера абсолютно права.
Это просто ужасные, дилетантские книги. Да-да, именно книги, их несколько.

Чтобы убедиться в некомпетентности автора, достаточно просто посмотреть на его снимки.. (к сожалению, ссылки не сохранил)

По поводу Дыко тоже неоднозначные впечатления.. хотя, я, видимо, все чисто "композиционные" книги встречаю в штыки



alex_caparbio
22 июл, 2011 13:23 (UTC)
Да не спорю! ))) Но вдруг пост прочитает начинающий - хороший толчок к познанию.
den_f
20 июн, 2011 19:43 (UTC)
Спасибо за обзорную статью, со своей стороны хочу порекомендовать замечательные автобиографические книги:
Анри Картье-Брессон. "Решающий момент" http://www.ozon.ru/context/detail/id/5818506/ - будет интересна людям занимающимся репортажной и "стрит" фотографией;
Хельмут Ньютон "Автобиография" http://www.ozon.ru/context/detail/id/2468692/ - без коментариев;
Роберт Капа "Скрытая перспектива" http://www.ozon.ru/context/detail/id/5775016/ - занимательное чтиво и потрясающие военные репортерские фотографии, очень интересна как с исторической так и с фотографической точки зрения. Надеюсь что Вам эти книги тоже будут интересны )))
sunsandy
20 июн, 2011 20:32 (UTC)
Денис, спасибо Вам большое! :))
Мне очень-очень приятно...
И отдельное спасибо за список таких замечательных книг! Конечно же, будет интересно!
Я считаю, что как раз из автобиографической литературы можно очень много почерпнуть для развития, не только самих фотографических навыков, но и других составляющих.
Нравится еще и то, что все эти авторы, точнее, фотографы, которых Вы назвали, очень-очень разные - как бы, в общих чертах, взгляд на одну и ту же сферу творчества получится с разных сторон.

:)
popova_art
13 авг, 2011 07:42 (UTC)
С интересом просмотрела Вашу подборку.
Вы молодец - чувствуется страсть.

Конечно, очень важно помнить, что художественная фотография - это визуальное Искусство.
Поэтому литература о визуальном образе, безусловно, будет полезной для формирования творческих привычек.
Таких работ очень немного.
Генрих Вёльфлин учит (хотя и не осознанно - не ставит перед собой таких задач) видеть и чувствовать линию.
Иттен (может быть, я пропустила) - у него помимо "Искусство формы" есть "Искусство цвета" - не менее, а на мой взгляд, и более важная и целостная его работа.
Главное, если визуальный образ, значит надо разбираться в особенностях, и особенностях структурных, больших исторических стилей: классический образ, барочный, рокальный и пр.

Надеюсь, Вам будет интересно посмотреть работы людей, которые только-только входят в пространство визуального образа через формирование навыка восприятия визуального образа:
http://popova-artclass.livejournal.com/46110.html#cutid1

Это как пример. Можно просмотреть по тегу -"конкурс".

Замечу, что по профессии это очень разные люди (юристы, врачи, косметологи, менеджеры и пр.), но никто из них профессионально фотографией не занимался.

Очень важно войти в пространство искусства, чтобы не изобретать велосипед.

У Вас обязательно всё получится.
Елена Иванова
21 июл, 2017 10:00 (UTC)
Благодарю! не знала с чего с начать, теперь имею представление. Ваши статьи очень интересны и полезны, Вы очень доступно пишете. Ну Вы, наверняка, об этом и сами знаете)
( 27 комментариев — Оставить комментарий )






Разделы блога


- Мои фотоработы
- Статьи по фотографии
- Прогулки по Нью-Йорку
- Для вдохновения
- Вопрос-ответ
- Библиотека фотографа




Привет! Меня зовут Вера. Я - портретный фотограф и автор этого блога. Он для всех, кто любит фотографию, ищет вдохновение и хочет узнать что-то новое о любимом занятии. Я всегда открыта для новых интересных знакомств и творческого сотрудничества. Пишите! =) photo@belyavskaya.com



Популярные статьи


- Самообразование фотографа: дорогу осилит идущий!
- Как я увлеклась фотографией...
- Фотография: Цветная или чёрно-белая
- 15 книг по фотографии



Личный Инстаграм



Творческий

Инстаграм




Интересно о
фотографии


- BigPicture. Новости в фотографиях

- Fototips.ru - Уроки и статьи о фотографии и обработке фото

- Photoindustria - статьи и уроки фотографии, школа фотографии, курсы и мастер-классы фотографов, обработка и ретушь фотографий

- Photographer.ru. Профессиональный ресурс о мировой фотографии

- ProPhotos. Журнал о фотографии и фототехнике №1

- ProPhotos.ru. Профессионально о фотографии

- RosPhoto.com. "Российское фото. Онлайн": признанные мастера, талантливые любители, школа фотографии

- ХЭ Фотожурнал. Крупнейшее в Рунете собрание статей о фотографии
Разработано LiveJournal.com