?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Вопрос-ответ...

Сегодня в рубрике:

  • Фотограф и сюжет съёмки: роль участника или наблюдателя

  • Когда начинается фотограф

  • Кого можно считать профессиональным фотографом

Внутри публикации оригинальные варианты вопросов.


Elliot Erwitt ©

Сегодня в публикации три замечательных вопроса, темы для которых предложили Алексей Гринченко (alex_caparbio) и Анна Демьяненко (canon_girl*).

Привет, Вера! Как ты думаешь, фотограф, независимо от жанра, в котором работает, наблюдатель или участник сцены, которую снимает? Спасибо. Алексей Гринченко (alex_caparbio)

Лёша, большое спасибо за интересный вопрос! :)

Прежде всего, я думаю, что жанр имеет решающее значение, потому что от него зависят очень многие условия съёмки и привести этот вопрос к какому-то общему однозначному выводу здесь не получится. Кроме того, важно понимать, какой смысл мы вкладываем в слова "наблюдатель" и "участник сцены". Наверное, интерпретации могут быть разными, но лично для меня, речь идет о том, вмешивается ли фотограф в сюжет (назовём это условно так), чтобы как-либо управлять им в своих целях и таким образом повлиять на конечный результат, то есть фотографию, или же – остается в стороне, руководствуясь определенной внутренней логикой, и занимает, так сказать, выжидающую позицию, чтобы в нужный момент лишь спустить затвор. Ещё одно важное замечание: данный вопрос – это вопрос тактики фотографического поведения. И тогда уже можно говорить о ситуациях, в которых эти две тактики уместны и необходимы.

Фотограф-участник. Совершенно однозначно, что все постановочные сюжеты не могут обойтись без вмешательства фотографа, будь то портрет, натюрморт или жанровая сцена: здесь мы можем непосредственно управлять практически всеми объектами (люди, предметы), обстановкой (фон, декорации), светом, композицией и, в случае, когда участники съёмки именно люди – ещё и самым прямым образом взаимодействовать с ними (посредством бесед или их отсутствия). Бытует также мнение, что даже в репортажах такое управление ситуацией возможно. Не смотря на отсутствие у меня
опыта именно в этом жанре, могу представить, что определенные цели действительно этого требуют, и фотограф, хотя и не имеет всех рычагов управления сюжетом, может всё-таки внести какие-либо изменения в сюжет простым способом обращения к действующим лицам через вербальное общение с ними. Насколько это уместно решает только сам фотограф, исходя из задач, поставленных перед ним, и целей съёмки.

Пейзажный жанр, в этом смысле, лучше рассмотреть отдельно. По вполне понятным причинам фотограф-пейзажист кажется более ограниченным в способах управления сюжетами своих будущих фотографий. В данном случае позиция участника принимает характер большего приспособления к фактором, которые напрямую от него не зависят. Да, мы не имеем возможности поменять горы и деревья местами, если вдруг нам того захочется, и вместо утра – сделать вечер,
но фотограф-пейзажист может посредством наблюдения за природой дождаться нужного состояния, времени года, времени суток, природного явления и т.д. А управление композицией практически без существенных ограничений доступно путем перемещения в пространстве, таким образом, поиска нужного ракурса и точки съёмки.
То есть, на первый взгляд, пассивная безучастная позиция, на самом деле, оказывается позицией умного тактика – сначала мы накапливаем знания и наблюдения, а потом, используя их, выстраиваем свое профессиональное поведение таким образом, чтобы добиться именно нам необходимого результата.

Фотограф-наблюдатель. Наверное, с этой фотографической стратегией связано больше субъективного и спорного, но я все же постараюсь изложить свои мысли более или менее точно и однозначно. Отталкиваясь от предыдущего примера с пейзажной фотографией, напомню, что позиция наблюдателя может быть очень активной, то есть, на прямую мы не вмешиваемся в предметную среду (в широком смысле, в физическую среду), но может управлять её косвенно, используя для съёмки благоприятный момент времени, который мы выбрали, основываясь на знаниях, полученных ранее именно путем наблюдения. Если же под наблюдением подразумевается "пришел-увидел-победил!", то такие фотообстоятельства также возможны, теоретически, в любом из жанров, ведь вполне жизненна ситуация, когда мы видим какой-то сюжет, где, представим себе такие идеальные условия, нас абсолютно всё устраивает, и мы не хотели бы ничего менять, а только -запечатлеть и сохранить этот удивительный или волнующий образ: к примеру, удачный натюрморт, вырванный нами из некоего предметного контекста на ярмарке, или в интересное помещении, или в музее, даже у себя дома, когда привычная обстановка открывается нам с неожиданной стороны благодаря случайному лучику солнца, пробившемуся сквозь занавески, или просто настроение сегодня такое – волшебно-творческое и взгляд открыт прекрасному. Всё тоже самое возможно и в портрете, когда мы снимаем кого-то на улице, естественно не сообщая человеку об этом, не только из корыстно-фотографических побуждений, а главным образом, чтобы не разрушить прелесть момента.
Но ещё чаще мы применяем такую стратегию в жанровой фотографии, когда наше, постороннее, вмешательство в происходящее может испортить сюжет, полностью разрушить его или лишить смысла. И вроде бы здесь всё тоже происходит случайно и неожиданно, но ведь возможность разглядеть сюжет, быстро сориентироваться и почувствовать нужный момент и сделать снимок – это не всегда исключительно везение – это также результат опыта, знаний, которые на каком-то этапе преобразуются в профессиональную интуицию и подсказывают, что "вот сейчас тот самый момент".


Иными, словами сознательное занятие фотографией всегда подразумевает сознательное участие фотографа на всех стадиях и во всех сторонах съёмочного процесса – меняется лишь форма этого участия, активная или пассивная. Выбор одной из них также делается на основании профессионального опыта...

Есть врачи… как ими становятся – понятно. Получают образование + практика... Есть курсы фотографии, где можно получить что-то типа сертификата о прохождении курса... а то и "диплом фотографа" (некоторые ВУЗы готовят фотографов, якобы). Так вот... Как по твоему, когда человек может считаться фотографом? Кто такие фотографы для тебя? (своего рода объяснение термина, что ли, или кого ты считаешь фотографом а кого нет)
И кто тогда эти самые "профессиональные фотографы"?
Анна Демьяненко (canon_girl*)

Для большего удобства изложения я разбила вопросы Анны на две темы (два вопроса) и начну со второго из них о том, кого считаю профессиональными фотографами

Последнее время, как-то очень интересно складываются мои жизненные обстоятельства в связи именно с этим вопросом. Он почти всегда звучит одинаково, в смысле словесной формулировки, но разные люди вкладывают в него совершенно разный смысл, и что ещё более очевидно для меня – все они движимы различными мотивы... На каждый из них в своё время я ответила, но только сегодня, именно для рубрики "Вопрос-ответ", впервые данного тема окрашена действительным интересом узнать мое личное мнение, но никак не другими причинами, что безумно приятно, и ещё раз спасибо Ане за этот вопрос.
Начать мне хотелось бы как раз с тех ситуаций, о которых я упомянула, чтобы потом указать те из часто приписываемых этому понятию значений, которые я не принимаю и не приемлю. Проще говоря, сначала о том, кто не является профессиональным фотографом.
Несколько месяцев назад на formspring у меня поинтересовались, считаю ли я себя профессиональным фотографом, потому что зарабатываю этим на жизнь или же любителем, потому что, соответственно, НЕ зарабатываю фотографией на жизнь. Подобная постановка вопроса кажется мне надуманной и некорректной, потому что коммерческая составляющая не может быть главным и единственным признаком профессионализма. Совершенно очевидно, что значительный ряд профессий подразумевает оплату с первых дней работы: начиная от дворника, слесаря, менеджера, заканчивая учеными, врачами, учителями, министрами и пр. Но в творческих специальностях, вопрос оплаты и стоимости услуг не всегда однозначен, так как, чаще всего, человек начинает работать и только позже, при должном стечении обстоятельств, может рассчитывать на коммерческую реализацию. Вполне известны также ситуации, когда художник (в широком смысле) творит без претензии на оплату. Тоже самое касается аспектов творческой фотографии. И было бы нелепо оценивать уровень профессионализма фотографа, основываясь на том, получает ли он деньги за свои фотографии или нет. Более того, в Интернете есть масса примеров и доказательств тому, как фотографы предлагают свои услуги за денежное вознаграждение, но их уровень, наглядно доступный в их портфолио, мягко говоря, может даже не отвечать достойному уровню технических требования, не говоря уже о художественной составляющей. И когда кто-то восторженно произносит: "Он настоящий профессионал своего дела!" – не думаю, что речь идёт о радостной констатации факта оплаты услуг.

Так что, подобная интерпретация – полный абсурд!

Ещё один случай произошел в начале октября этого года, во время фотосессии "Роза ветров...", когда к нам подошёл охранник Пирса 14 и попросил прекратить фотосъёмку на основании отсутствия у нас разрешения на профессиональную съёмку. Замечу, что Пирс 14 – одно из туристических мест Нью-Йорка, где не требуется никаких специальных разрешений, более того, нигде в пределах данного места, не было табличек или сообщений, запрещающих съёмки. Когда мы любезно поинтересовались, что же придаёт нам вид “профессионально снимающих”, он указал на мою камеру и отражатель. Камера, безусловна, к моему сожалению, на "мыльницу" не походила, потому что была зеркальной, и тот факт, что сейчас чуть ли каждый первый турист имеет в своём распоряжении аналогичный тип фотоаппарата, не смогли урезонить представителя охранной организации. "Вы выглядите профессионально! – продолжал настаивать он, и после ещё нескольких попыток и заверений в полнейшем "непрофессионализме происходящего" нам все же пришлось удалиться.
И действительно я много раз видела "состязания" фотографов на предмет длины объектива и габаритов камеры, а так же её стоимости и форматности. Особенно это развито у тех фотографов, кто работают на показах мод и снимают моделей для модельных агентств. Как поединки "Кто круче!" И каждый раз мне хотелось выкрикнуть: "Граждане, вы что, серьезно?!" Да, техническая оснащенность прямым образом влияет на качество фотографии, но лишь в том случае, когда к характеристикам аппаратуры прикладывается опыт и знание человека, её использующего. Но, чтобы изображение, полученное на светочувствительной поверхности стало достойной фотографией или произведением фотографического искусство нужно намного больше.
Иными словами, как человека с камерой можно только по этой детали оценивать как профессионального фотографа? По таким же критериям – человек со скальпелем, не хирург, а мясник...

Далее, третий инцидент произошёл в фотолаборатории, в которой я проявляю и сканирую пленки. Со мной познакомился некий Джеф, видимо, хозяин фотолаборатории – мужчина лет 50, который с покровительственными интонациями начал интересоваться, кто я, откуда и что предпочитаю в фотографии. На мои рассказы, он гордо объявил, что занимается фотографией уже 25 лет и снимает для журналов.

" – А сколько Вы занимаетесь фотографией?" – спросил он.
" –
Чуть больше трёх лет..." – ответила я. И тогда прозвучал коронный вопрос:
" – И Вы считаете себя профессиональным фотографом?" – Вопрос поставил меня в тупик, не своей сутью, а причинами и контекстом, в которых он возник. Что ожидал услышать мой собеседник: "Да, несмотря на три с половиной года моего опыта и 25 лет – Вашего, я всё равно считаю себя профессиональным фотографом!" – или же: "Нет, что Вы, какой я профессиональный фотограф, вот Вы..."

Всё это совершеннейшая глупость, потому что, чтобы я ни ответила в тот момент, в действительности, это ни на что ровным счётом не влияет. Мне, например, не пришло бы в голову спрашивать человека, считает ли он сам себя тем-то или тем-то. Зачем?!
Но вышеописанный диалог заставил меня задуматься о том, какая взаимосвязь существует между опытом, исчисляемым годами в профессии и уровнем компетентности,
эквивалентном уровню "профессионал", и где находится точка отсчета времени, с которой уместно принять на себя это почетное звание. Пока эти два вопроса остаются для меня открытым и я буду рада также узнать мнения моих читателей, зрителей и коллег.

А теперь мы подошли у тому, что же именно я вкладываю в понятие "Профессиональный фотограф". Сделаю только одно – маленькое, но важное уточнение: сейчас я буду говорить исключительно о творческой разновидности профессии, так как фотографы – также настоящие профессионалы своего дела – бывают и в технической сфере, в тех областях жизни, где огромное значение имеет именно техническая составляющая фотографии – но сегодня речь не о них.
В словаре Ожегова есть следующее определения слова "профессионал": "Профессионал – это человек, который занимается чем-нибудь профессионально (в отличие от любителя)". Отсюда ключевое слова - "профессионально". И данное определение очень близко и мне. Поэтому, в моём представлении, думаю, вполне уместно считать его справедливым, профессионально заниматься фотографией, то есть быть профессиональным фотографом – это означает быть искренне и всецело поглощённым любимым делом, когда оно практически становится призванием, тем, без чего невозможно жить, при этом такое отношение диктует 100-процентную заинтересованность, вовлеченность и непрерывное развитие, не только как попытка реализовать карьерные амбиции, но прежде всего, как движение вперёд, потому что, как сказал Белинский, кто не движется вперед – движется назад. Профессиональный фотограф – это развитая и развивающая личность, которая постоянно находится в поиске, обладает яркой индивидуальностью, умом и воображением, но, что особенно важно – яркой жизненной позицией, иначе что будет представлять из себя видение такого фотографа. Обязательными условиями профессионализма являются также серьезная и обширная система знаний в той
предметной области (в данном случае, в фотографии и некоторых других сферах), позволяющая свободно, оригинально и объёмно выражать свои идеи в конкретных формах творчества – фотографиях. Кроме того, неотъемлемыми качествами
профессионала, если его творчество не замыкается на самом себе, а связано с другими людьми, являются порядочность, добросовестность и ответственность.

И теперь вернусь к первой части Аниного вопроса: …когда человек может считаться фотографом?

Это очень интересный и непростой вопрос...
Когда я, будучи ещё подростком, училась в районной художественной школе, у нас был преподавателем академического рисунка выдающийся советский скульптор Сергей Иванович Дозоров, пожилой волевой человек, который однажды сказал нам, учащимся: "Вы должны называть себя художниками, считать себя художниками, хотя вам, ребята, ещё и предстоит долго и упорно учиться..." Почему он сказал это? Я думаю, что причиной была попытка развить в учениках ответственное отношение к своему делу, развить самоанализ, самоощущение и самоидентификацию художника, который точно знает к чему стремится, развить понимание, что каждый шаг, каждый рисунок, каждый набросок и каждый штрих, сделанный нами в каждый день нашей жизни, носит не случайный характер, а служит одной великой цели – стать замечательными художниками. Позже, кто-то может передумать и сойти с этой дороги, кто-то же, наоборот, прочнее укрепит свои позиции, но так или иначе, именно самосознание художника позволит двигаться по намеченному пути.
Был и другой пример. Когда в 2008 году я училась в одной из московских школ фотографии, нам упорно твердили, что "вы не должны раньше времени называть и считать себя фотографами", потому что это не так, пока мы не овладеем достаточным багажом знаний и умений.
Вот две точки зрения, которые относятся к очень близким по своей сути профессиям: для одной и для другой нужно прилагать достаточно усилий, чтобы достичь высокого мастерства, нужно много учиться и работать, в том числе и над собой... И да, наверное, диплом об окончании ВУЗа можно было бы воспринимать как точку отсчета для себя в профессии, но известно много и обратных примеров, когда диплом остается лишь формальностью, так как почти больше никакие обстоятельства не указывают на должный уровень компетентности, равно как и то, что нельзя считать художника-
или фотографа-самоучку за непрофессионала, если кроме отсутствия диплома никакие больше признаки на это не указывают.
Поэтому, в независимости от разных факторов считать фотографом можно того, кто выбрал для себя фотографию как призвание, в первую очередь, и делает всё для того, чтобы стать профессионалом, не в коммерческим смысле, прежде, а в творческом…

Ещё раз большое спасибо Ане и Лёше за интересные и содержательные вопросы! =))

И напомню, что вопросы для нового выпуска рубрики можно присылать мне двумя способами:


  • в личных жж-сообщениях

  • используя ресурс formspring

Комментарии

( 18 комментариев — Оставить комментарий )
strijar
25 ноя, 2011 04:51 (UTC)
Спасибо. Очень понравилось. Согласен на 100%
sunsandy
25 ноя, 2011 07:38 (UTC)
Олег, спасибо большое! :))
rizaya_dasha
25 ноя, 2011 06:33 (UTC)
Спасибо! буду и дальше следить за этой рубрикой
sunsandy
25 ноя, 2011 07:40 (UTC)
Даша, спасибо! :)
Очень рада, что понравилось...
canon_girl
25 ноя, 2011 09:09 (UTC)
спасибо за ответы!

не знаю, как человекам-фотографам хватает терпения пробираться через этот шквал предвзятости, который нынче бытует по поводу фотографов

я вообще очень не люблю когда меня называют фотографом. потому что, смотря на всех этих людей, которые купили себе зеркалки, не хочется чтобы тебя приравнивали к ним
поэтому мксимум что я говорю о себе -- это"я фотографирую"
не знаю как правильно называть себя и не знаю стоит ли вообще это делать.
но я не умею игнорировать людей и не отвечать им на прямые вопросы

наверное, если приравнивать фотографа к хирургу или к инженеру или к дворнику тому же и рассмтривать фотографа как профессию, то наверное можно назвать фотографами именно тех, кто действительно получает за свою работу денежное вознаграждение... или на журнал фотографом работает, или на студию, или фриланс?...
правда это не делает таких людей профессионалами, но фотографами делает (а какого качества - это уже другой вопрос)

но это так, просто мысли по поводу...

мне вообще очень сложно даже думать что-то по этому поводу, так как это больная тема....
но благодаря твоим ответом я еще немного продвинулась в понимании для себя этой "терминологии" :)
alex_caparbio
25 ноя, 2011 13:59 (UTC)
Я тоже не называю себя "фотограф" по той же причине )))
sunsandy
26 ноя, 2011 17:16 (UTC)
Аня, я думаю, может быть, не стоит много думать о тех, кто позорит чудесное дело фотографии, какие бы камеры они не покупали себе, а стоит сосредоточиться на главном? :) В конце-концов, какая разница, что думаю все вокруг? Важно, что думаешь ты!
Мне ближе слова моего преподавателя Дозорова, потому что, когда я говорю, что я фотограф или художник, я вырываю себя из всех контекстов, кроме творческого: мне не важно, какие еще люди и с каким уровнем, причисляют себя к тому же, чем нравится заниматься мне. В любой профессии, в любом деле есть халтурщики и дилетанты, но лишь из-за них не стоит лишать имени свое любимое дело. Ведь подобная ситуация может случиться в любой жизненной сфере: из-за того, что в мире, например, есть плохие сыновья и дочери, мы же не перестанем считать себя дочерьми и сыновьями своих матерей; или плохие жены и мужья - да кто угодно. Не стоит сдавать доброе имя фотографа бездарям и лентяям. :))
Когда я называю себя фотографом, я понимаю, куда иду и к чему стремлюсь... Какую ответственность накладывает на меня это слово. К сожалению фраза: "Я фотографирую..." - не несет в себе, по крайней мере, для меня, никакой ответственности за свое дело и не указывают на цель, на путь развития. 
Аня, прости, если мои слова показались тебе резкими и неприятными, но мне просто хочется, чтобы больше людей перестали оглядываться по сторонам, и поверили в себя...

:)
canon_girl
28 ноя, 2011 11:57 (UTC)
тебе не за что извиняться, потому что ты права - я снимаю с себя ответственность
все из-за неуверенности в своих силах, в своих умениях... в моих глазах я недостаточно хороша, чтобы называться фотографом. Правда, зная меня, в моих глазах я всегда буду недостаточно хороша для этого)
да и не уверена на 100% что хочу это хобби переводить в профессию, а говоря "я фотограф" я даю людям понять, что это моя профессия, а не то, чем я хочу заниматься всю жизнь, будь то профессионально или любительски
слишком серьезно воспринимаю общественное мнение :)
так что тебе не стоит извиняться за правду :)
sunsandy
8 дек, 2011 16:38 (UTC)
Аня, прости, что долго не отвечала - совсем не хватает времени... =)
Ты написала очень правильные слова о том, что "я - фотограф" действительно означает осмысленный выбор своего дела. Это вполне справедливо. А если человек ещё не определился, то не называть себя фотографом - это честно...
hamamilya
25 ноя, 2011 09:58 (UTC)
Твои мысли очень созвучны моим представлениям о фотографах, да и в принципе, о любой профессии)
Должно быть призвание, внутреннее желание узнавать новое, трудиться, чтобы добиваться результатов в своей деятельности, а наличие "корочки" не является залогом профессионализма (мне кажется).

p.s. как же ты здорово пишешь :)
sunsandy
26 ноя, 2011 17:21 (UTC)
Танечка, спасибо большое! :))
Как здорово, что есть люди, которые понимают и разделяют мои взгляды - настоящие единомышленники, в реальной жизни их намного меньше, не говоря уже про профессиональную сферу, где слишком многие озабочены лишь коммерческой составляющей.

alex_caparbio
25 ноя, 2011 14:55 (UTC)
Вера!
Выражаю глубочайшую признательность за выбор моего вопроса и столь развернутый ответ на него.
Хороший ответ. Хороший в посыле, который скрыт между строк. В ответе ты раскрылась как безусловный романтик, тебе есть, что сказать. Особенно мне импонирует последовательность твоих слов и действий. Ты ни разу не изменяла своим идеалам с самого раннего времени твоего становления как фотографа (могу судить начиная с 2009 года))) ).
Великолепные примеры!
Про профессиональный стаж скажу только одно - многие осваивают безотказные приемы, позволяющие быть на плаву. И держатся на этом уровне, но это ведет к деградации. Я считаю, что чтобы быть лучшим профессионалом, нужно оставаться в душе любителем. Ведь любитель свободен от стандартов, он не зависит от требований рынка и придури начальства.
Так держать! Ты молодчина!
)))
sunsandy
26 ноя, 2011 17:33 (UTC)
Леша, спасибо большое! :))
Мне очень приятно...
Я занимаюсь фотографией с 2008 года, но, как я это называю, осознанно, да, с 2009.
Понимаешь, у меня в этом вопросе подход простой: замечательно, когда любимое дело еще и является источником дохода, но все же жизнь одна и не стоит растрачивать себя на то, что не нравится или не является частью тебя. Как поет Макаревич, не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас. Я согласна с тобой по поводу свободы от стереотипов и стандартов, не говоря уже о вкусах, а точнее, их отсутствии, у большинства работодателей и заказчиков, но я называю это по-другому: не оставаться в душе любителем (для меня это слово носит несколько иной смысл), а следовать себе, оставаться собой - быть собой, быть верным себе!

:)
alex_caparbio
26 ноя, 2011 21:46 (UTC)
Прекрасные слова, Вера!
monoculus
25 ноя, 2011 16:48 (UTC)
Всегда с интересом Вас читаю!
sunsandy
26 ноя, 2011 17:17 (UTC)
Андрей, спасибо большое! :))
Поэтому я всегда с нетерпением жду новых интересных вопросов о фотографии...
olgabudnik
27 ноя, 2011 04:03 (UTC)
Профессионал своего дела
Вы такая молодец, я уже второй день день читаю ваш жж, полностью и во всем с Вами согласна. Вы все правильно говорите, потому что, так чувствуете, думаете, живете и творите. И у Вас хорошие учителя были, хорошо, что они встретились так рано и заложили правильно отношение к своему делу, профессии и жизни (имею ввиду Дозорова).
Благодаря таким людям вы теперь такая - профессионал своего дела. И доказательства тому - ваши работы!
sunsandy
8 дек, 2011 16:39 (UTC)
Re: Профессионал своего дела
Ольга, спасибо большое за такие тёплые, замечательные слова... =)
( 18 комментариев — Оставить комментарий )






Разделы блога


- Мои фотоработы
- Статьи по фотографии
- Прогулки по Нью-Йорку
- Для вдохновения
- Вопрос-ответ
- Библиотека фотографа




Привет! Меня зовут Вера. Я - портретный фотограф и автор этого блога. Он для всех, кто любит фотографию, ищет вдохновение и хочет узнать что-то новое о любимом занятии. Я всегда открыта для новых интересных знакомств и творческого сотрудничества. Пишите! =) photo@belyavskaya.com



Популярные статьи


- Самообразование фотографа: дорогу осилит идущий!
- Как я увлеклась фотографией...
- Фотография: Цветная или чёрно-белая
- 15 книг по фотографии



Личный Инстаграм



Творческий

Инстаграм




Интересно о
фотографии


- BigPicture. Новости в фотографиях

- Fototips.ru - Уроки и статьи о фотографии и обработке фото

- Photoindustria - статьи и уроки фотографии, школа фотографии, курсы и мастер-классы фотографов, обработка и ретушь фотографий

- Photographer.ru. Профессиональный ресурс о мировой фотографии

- ProPhotos. Журнал о фотографии и фототехнике №1

- ProPhotos.ru. Профессионально о фотографии

- RosPhoto.com. "Российское фото. Онлайн": признанные мастера, талантливые любители, школа фотографии

- ХЭ Фотожурнал. Крупнейшее в Рунете собрание статей о фотографии
Разработано LiveJournal.com