?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

Сегодня наконец-то готов новый выпуск рубрики “Вопрос-ответ”. Спасибо замечательной Тане Михайловой (hamamilya) за очень интересный и многогранный вопрос.

И конечно же, от души позравляю всех именинниц с Днём Татьяны! =)

Вера, среди твоих работ можно встретить как фотографии, исполненные в цвете, так и чёрно-белые. Есть ли у тебя предпочтение: тебе больше нравится снимать цветные или чёрно-белые фотографии, или это зависит от каждого конкретного случая. И как ты определяешь, решаешь для себя, что вот эти фотографии будут цветными, а вот эта серия будет в чёрно-белом исполнении? Зависит ли твоё решение от каких-либо окружающих факторов, или основано на твоём личном ощущении?


Таня, спасибо большое за интересный вопрос. Эта тема очень не простая и одновременно замечательная, с точки зрения
многообразия её творческих решений.

В свою очередь, я одинаково люблю и цветную, и чёрно-белую фотографию, так как они служат, каждая, своей цели, и в своей разности особенно прекрасны.

Когда я начинала заниматься фотографией, то не чувствовала и не понимала, какой потенциал скрыт в возможностях цветной и чёрно-белой фотографии. Я не задумывалась, как приходят к этому пониманию, и что толкает людей снимать так или иначе. Да, когда-то в прошлом, в связи с исторической и научно-технической реальностью у фотографов не было подобной свободы выбора, хотя на момент, когда новому молодому искусству не исполнилось ещё и половины века, уже стали проводиться эксперименты и опыты с целью получения первых цветных фотоизображений. Так же не задумывалась я и о том, что происходит, когда в камеру заряжается, к примеру, чёрно-белая пленка – влияет ли это на выбор сюжетов и световых решений, и каковы ожидания фотографа в момент съёмки. Хочу сделать также акцент и на том, что подобная фотографическая бессознательность, которую я проявляла, очень характерна для начинающего фотолюбителя, когда отсутствие достаточного опыта и знаний выливается в отсутствие собственного мнения и позиции, когда делаешь что-то машинально, не задумываясь, или по примеру других: вроде бы нужно как-то сделать то-то и то-то, но каким именно образом – представляется туманным. То есть, я как бы не отдавала себе отчёт в принимаемых решениях, словно они были моими только на половину или даже меньше.

Следующая стадия носила не менее бессознательный характер, но послужила всё же важной познавательной ступенью в изучении искусства фотографии и разделении художественных аспектов чёрно-белой и цветной фотографии, только, как бы от противного. Сделаю маленькое отступление, чтобы потом снова вернуться к главной мысли. С любой областью знаний связаны своеобразные суеверия-предрассудки-мифы. Существуют они, безусловно, и в фотоискусстве. Одно из них: ошибочное представление о том, что если фотография (с этого места сама формулировка таит в себе смехотворные и грустные заблуждения) получилась не слишком (!) выразительная, то можно перевести её в чёрно-белое изображение и всё исправлено! Здорово, не правда ли? Сейчас подобное умозаключение кажется мне глупым и смешным одновременно, потому что, конечно же, если картинка плоская и невнятная, свет – однообразен, композиция распадается, а сюжет и смысл вовсе не получается отыскать – едва ли перевод цветного цифрового изображения в чёрно-белое сможет спасти ситуацию.
Подобных чудес не бывает! Невозможно из ничего сделать нечто... Но в начале я не знала и не понимала этого, и когда мне хотелось оставить ту или иную из моих первых работ, но искреннее ощущение, что чего-то не хватает, упорно не покидало меня, я просто переводила изображение в чёрно-белое или сепию. Сами же фотосъёмки проводились без четкого представления, что получится в итоге, с точки зрения данного вопроса, и каких-либо соответствующих подготовок. Я пробовала и так и эдак, когда-то получалось, когда-то нет, иногда я делала два варианта одного и того же изображения и старалась выбрать из них лучшее – это удавалось не всегда. Было чувство, что утеряны какие-то важные звенья, что общая картина, которая могла бы мне помочь во всем разобраться, вырисовывается, но не очень отчетливо и я продолжала на ощупь блуждать в потемках.

Уже позже произошло важное осознание, после которого всё прояснилось и моему взору представилось огромное поле для дальнейшей серьёзной работы. Дабы не создавать ложное идеалистическое впечатление, сразу уточню, что это открытие – лишь фундамент, на котором должно строиться всё остальное, но его одного не достаточно, чтобы освоить чёрно-белую и цветную фотографию. Открытием и одновременно откровением оказалась для меня мысль об острой необходимости полнейшей фотографической сознательности. Что это означает? Фотограф, на какой бы стадии своего творческого и технического развития он не находился, должен каждую секунду осознавать то, что он делает, отвечать себе на вопросы о том, почему он совершает даже самое маленькое действие, не говоря уже о глобальных решениях, касающихся выбора концепции съёмки и сюжетной линии – постоянно заниматься самоанализом и анализом своей деятельности. Когда я училась в Москве в фотошколе, у меня был замечательный преподаватель Владимир Анатольевич Сошников – он перевернул мои представления о фотографии и процессе их создания. Его кредо была система четырёх вопросов, которые должен задавать себе каждый фотограф, особенно в самом начале и лучше даже, если это будет делаться в слух: Что? Как? Когда? И главное: Зачем?

Зачем ты снимаешь? (Что ты хотел бы сказать своей работой, что хочешь донести до зрителя. Какова главная идея и задумка.)
Что ты будешь снимать для реализации своей задумки? (Что станет объектом съёмки или какая из художественных составляющих: цвет, фактура, форма или линия – помогут тебе наиболее выразительно раскрыть свой замысел.)

Как ты будешь это делать? (Какие технические средства и приёмы, включая работу со светом, оптикой и аппаратурой, выбором между цветом и чёрно-белой фотографией ты будешь использовать именно для реализации этой своей задумки. Каким образом они могут позволить тебе исполнить запланированное.)

Когда? (Означает твою степень готовности к фотосъёмке и понимание всего объёма предстоящей работы, необходимого для того, чтобы состоялось то самое главное и осознанное нажатие на кнопку спуска затвора, чтобы это не было не секундой позже и не секундой раньше, так как у каждого снимка есть своё собственное время).

Подобный подход делает фотографа хозяином происходящего, сводит все возможные глупые случайности к минимуму и создает основу для продуманного отношения и формирования твёрдой авторской позиции. На тот момент меня потрясли эти четыре, казалось бы, простых вопроса и я поймала себя на мысли, что это чудо, если я раньше, быть может, только раз ответила самой себе хотя бы на половину одного из них.

Возможно, к кому-то из моих читателей сейчас закралась мысль: "Какое отношение всё это имеет к выбору между черно-белой и цветной фотографией?", но я отвечу, что – самое прямое. И выбор этот касается сразу двух вопросов из четырех: Что? и Как? Более того, просматривая множество фоторабот в Интернете, тематических фотоизданиях и журналах, где якобы предъявляется высокий уровень требований к иллюстрирующим фотоматериалам, я всё чаще прихожу к неутешительному выводу о том, что добрая часть моих коллег явно не всегда отдаёт себе отчёт в своих действиях, а их работы свидетельствуют о том, что многие вопросы так и не дождались достойных ответов. Это напрямую касается и вопроса о чёрно-белой фотографии. Основополагающим моментом здесь является мысль о том, что чёрно-белое и цветное изображения имеют различную психологию и заложенные в них фактом создания законы восприятия. Более того, если мы говорим о художественной составляющей в фотографии, то это накладывает на нас дополнительные "обязательства". Для каждого направления существуют свои выразительные средства, которые в конечном счете должны работать на реализацию нашей задумки. Согласно алгоритму вопросов "Зачем? Что? Как? Когда?" каждый, даже с первого взгляда, мало значительный элемент изображения вносит свою лепту в создание наибольшей выразительности кадра, а значит и его идеи.

Четвёртым этапом на моём пути к пониманию разности изобразительной природы цветной и чёрно-белой фотографии стало начало освоения плёночной чёрно-белой фотографии. Тогда я впервые ощутила, насколько получение этого вида изображения на соответствующей светочувствительной поверхности и на всех этапах создания (съёмка, проявка, ручная оптическая печать) отличается от имитации процесса в компьютерном фоторедакторе. Более того, ощутив техническую разницу двух фотографических процессов я поняла, что цифра с её особенностями и динамическим диапазоном больше подходит для цветной фотографии, нежели для чёрно-белой. Сравнивая две фотографии, я стала понимать, что для чёрно-белой – особенно важны правильно подобранный контраст и фактура, а характер освещения здесь имеет решающее значение. Цвет же, напротив, более самодостаточная изобразительная единица и все другие элементы могут ему полностью подчиниться. Чёрно-белая фотография обладает большим психологизмом и поэтому может работать на соответствующие цели, а цвет нужен лишь там, где он имеет сильную смысловую нагрузку, в противном случае – его использование бессмысленно.

Кроме того, работа над фотографией как над реализацией идеи требует решения данного вопроса в пользу цвета или же чёрно-белого кадра, ещё на подготовительных этапах. Неопределенная позиция на момент фотосъёмки означает, что работа по подготовке имеет пробелы, и сам фотограф не до конца понимает, что и зачем он вообще начал делать. Специфика этих двух направлениях такова, что она требует предупредительности и предусмотрительности: цвета должны составлять единое колористическое решение кадра, а диапазон тонов чёрно-белого снимка должен быть максимально полным, а само изображение – достаточно контрастным, чтобы оно отвечало требованиям художественной выразительности. Более того, приведу ещё один аргумент в пользу решения данного вопроса до начала фотосессии. Если мы говорим о портретной фотографии, во всех её формах, то, например, визажисты и стилисты строят свою работу в ключе различающихся подходов, в зависимости от пожеланий фотографа и представлении о конечном результате. Каждое
направление требует индивидуальной стратегии на этапе подготовки. Таким образом, окончательный выбор должен делаться ещё на стадии формирования идеи, а мыслям, типа "сниму, а там посмотрим, что из этого выйдет" не должно
быть места в сознании увлеченного и серьёзного фотографа.

Итак, с момента, как я стала заниматься плёночной чёрно-белой фотографией, на цифру я снимаю только в цвете. Это позволяет максимально использовать возможности каждой фотографической системы. Когда у меня начинает
формироваться некая задумка для съёмки или только впервые в голове вспыхивает, подобно искре, некий образ, который я хочу в будущем воплотить в фотографии, я сразу же знаю, будет ли это цветное решение или чёрно-белое.
В моём сознании сейчас такие вопросы разрешаются совершенно естественным путём: уже имеющийся опыт, игра ассоциаций и эмоциональный настрой мгновенно формируют образ конечной цели. И конечно же, я оставляю место для импровизации... Дружеская встреча с долгожданной, любимой моделью или близкой подругой, или кем-либо ещё, когда
мы заранее не планируем фотосессию, но есть настроение – я всегда беру с собой чёрно-белую плёнку, так как хотя и не знаю, как всё, возможно, обернётся, но для тёплых и душевных портретов этот материал идеально подходит, свет же и
нужную для создания хорошей композиции обстановку я обязательно найду.

И резюмируя:


Цветная фотографияЧёрно-белая фотография
  • Колорит мгновенно задаёт эмоциональный настрой восприятия кадра (каждый цвет имеет свои специфические характеристики и оказывает определённое, только ему присущее, эмоциональное воздействие на зрителя, тем самым подсознательно формируя настроение изображения)
  • Сила и характер контраста светлого и тёмного, белого и чёрного, имеет сильнейшее эмоциональное воздействие, часто усиливая глубину и драматизм сюжета. Высокий контраст создаёт наиболее динамическое и острое впечатление.
  • Цвет самодостаточен и зачастую является доминантой любой композиции
  • Отсутствие многообразной цветовой составляющей приводит к обобщению и большей концентрации на главных элементах изображения и сюжете, а также психологической составляющей, если речь, к например, идёт о портрете или репортажной фотографии
  • Насыщенность - одна из характеристик цвета, позволяющая управлять его выразительностью
  • Выразительность чёрно-белой фотографии самым непосредственным образом зависит от взаимодействия света и тени, то есть контраста
  • Цвет вносит декоративный элемент в изображение, а в идеологическом смысле может представлять собой смысл-форму
  • Фактура - одно из выразительнейших средств чёрно-белой фотографии.
  • Композиция цветного кадра в большинстве случаев строится на взаимодействие цветовых пятен и приведению их в гармонию друг с другом, диалог или конфликт, с целью усиления изобразительной выразительности
  • Композиция чёрно-белой фотографии - это игра линии и форм - геометрия.
  • Фронтальный, рассеянный, контровой характер освещения усиливают цвет
  • Боковой свет идеален для создания объёмности изображения, подчеркивания и усиления фактуры предметов и поверхностей, а также создания ярко выраженного свето-теневого рисунка на снимке

И напомню, что вопросы для нового выпуска рубрики можно присылать мне двумя способами:

  • в личных жж-сообщениях
  • используя ресурс formspring

Комментарии

( 26 комментариев — Оставить комментарий )
sergalmighty
25 янв, 2012 09:19 (UTC)
спасибо)
sunsandy
25 янв, 2012 09:20 (UTC)
=) И Вам!
Мне очень приятно.
winged_man
25 янв, 2012 09:59 (UTC)
Спасибо, очень интересный, а главное, полезный материал. Возьму на заметку. Вера, а продолжение "Как я стала фотографом" будет?
sunsandy
25 янв, 2012 10:08 (UTC)
Спасибо Вам! Очень рада, что понравилось и полезно... :))
Да, еще будет две части, сама хочу скорее дописать и опубликовать, но со временем плохо - катастрофически не хватает.
Будем работать над этим! )
monoculus
25 янв, 2012 15:42 (UTC)
Полезный, хороший материал! Спасибо!
sunsandy
25 янв, 2012 16:15 (UTC)
Андрей, спасибо Вам... :)
hamamilya
25 янв, 2012 15:51 (UTC)
Верочка, спасибо огромное за ответ!!!!
Ты так понятно и четко излагаешь свои мысли, так интересно и увлекательно пишешь :)
Еще раз огромное-преогромное спасибо :)

sunsandy
25 янв, 2012 16:14 (UTC)
Танечка, а тебе огромное спасибо за прекрасный вопрос! :)
И теплые слова... Мне безумно приятно.
joxaren_juksu
25 янв, 2012 20:36 (UTC)
Спасибо очень интересно!
rizaya_dasha
26 янв, 2012 05:57 (UTC)
спасибо большое! не может не быть добавлен в избранное :)
sunsandy
26 янв, 2012 23:41 (UTC)
Как здорово! =)
Даша, спасибо...
(Удалённый комментарий)
sunsandy
28 янв, 2012 18:52 (UTC)
Благодарю... Стараюсь соответствовать Вашим ожиданиям.
den_f
29 янв, 2012 07:24 (UTC)
Большое спасибо а статью, система четырех вопросов особенно впечатлила, теперь понимаю что многое не получается именно из-за того, что не могу для себя четко свормулировать все ответы.
sunsandy
29 янв, 2012 08:21 (UTC)
Денис, спасибо за теплый отзыв! :) Мне очень приятно...
Да, система четырех вопросов - замечательная - она для меня тоже стала настоящим открытием. Сразу многое прояснилось. Надеюсь, что и Вам она поможет.
odpium
3 фев, 2012 12:25 (UTC)
Вера, очень интересно и увлекательно пишешь :)
Чем больше я узнаю о фотографии, думаю, размышляю, тем больше понимаю, что я ничего не умею.
sunsandy
3 фев, 2012 17:33 (UTC)
Яна, привет! :)) Очень тебе рада. Спасибо за теплые слова...
Твое чувство, это ощущение, что ничего не знаешь и прекрасное и опасное одновременно, но и мне тоже оно знакомо. С одной стороны, каждый день мы можем узнать что-то новое и важное, и это здорово, с другой - такие мысли могут сделать нас слишком неуверенными в своих силах и способностях. Поэтому стоит найти свою золотую середину.
odpium
3 фев, 2012 18:22 (UTC)
Привет! Это, вероятно, отголоски зимней депрессии, ну или как это называется...
Мне вообще в спячку хочется впасть :)
sunsandy
3 фев, 2012 20:01 (UTC)
Понимаю и очень сочувствую тебе - я знаю сейчас в России дикий холод! :(
Держись, пожалуйста!
smeshisha
24 фев, 2012 22:37 (UTC)
спасибо большое за статьи.
замечательно написано,кратко,доступно и со знанием дела.

sunsandy
25 фев, 2012 06:40 (UTC)
Спасибо большое за отзыв! :)
Мне очень приятно...
buzz_s
6 мар, 2012 15:19 (UTC)
Спасибо за разъяснения, Вера! :)
Некоторые отрывки этого интуитивно витали в голове, а теперь приземлились на свои места.
Приходилось слышать версию, что раньше люди снимали на ч/б из-за дороговизны цветной пленки и поэтому сейчас, когда есть возможность, следует снимать только на цветную. Еще о том, что в монохром следует переводить, если цвет никуда не годится. А также, что нужно использовать все возможности современной техники и поэтоу не снимать на ч/б. Последней версии я и сам отчасти придерживался, мне очень нравится цвет. Но с этого момента осмысленности в фотографии становится на порядок больше :)
sunsandy
7 мар, 2012 14:50 (UTC)
Антон, привет! :)) Очень тебе рада! 
Спасибо большое за отзыв...
А примеры того, что думают про чб и цвет меня поразили. Неужели люди на полном серьезе такие глупости могут советовать другим?! Возможно, с точки зрения технологического процесса цвет - это прогресс, по сравнению с чб, но никак не в творческом плане. Мне кажется, что это вообще сравнивать нельзя, у каждого решения свои огромные возможности. В конце концов, согласись, что, если фотография не получилась, то, что с ней не делай, лучше ни от чб, ни от цвета она уже не станет...
buzz_s
8 мар, 2012 19:45 (UTC)
Привет :) Тоже рад с тобою общаться, эти строчки на мониторе всегда приятны!

Вполне себе советуют, все хотят казаться умнее - известный факт. Да, творческая фотография в корне отличается от документальной и, тем более, от предметной, где нужно выставлять свет, настройки камеры, строить композицию с невероятной дотошностью.
Если фотография не получилась, поэкспериментировать на стадии обработки все же можно, но первоначальная идея, несомненно, будет разрушена. Непрофессионально получится.

С 8 марта, Вера! :)) http://buzz-s.livejournal.com/21882.html
sunsandy
9 мар, 2012 16:16 (UTC)
Антон, спасибо большое за поздравление и теплую солнечную фотографию! :))
Мне очень приятно...

Я согласна с тобой, что обработка, а точнее, ее характер и стиль, имеет свое важное значение, но мне больше нравится подход, при котором ее рассматривают как один из инструментов, работающий на общую идею, нежели панацею от плохого видения. Иначе, как ты правильно сказал, получится непрофессионально и не качественно.
ka_butenko
26 июн, 2012 07:04 (UTC)
Спасибо вам за такую статью, мне кажется, мне ваши правильные мысли помогут. Все подробно, но в то же время по существу. Еще раз спасибо.
( 26 комментариев — Оставить комментарий )






Разделы блога


- Мои фотоработы
- Статьи по фотографии
- Прогулки по Нью-Йорку
- Для вдохновения
- Вопрос-ответ
- Библиотека фотографа




Привет! Меня зовут Вера. Я - портретный фотограф и автор этого блога. Он для всех, кто любит фотографию, ищет вдохновение и хочет узнать что-то новое о любимом занятии. Я всегда открыта для новых интересных знакомств и творческого сотрудничества. Пишите! =) photo@belyavskaya.com



Популярные статьи


- Самообразование фотографа: дорогу осилит идущий!
- Как я увлеклась фотографией...
- Фотография: Цветная или чёрно-белая
- 15 книг по фотографии



Личный Инстаграм



Творческий

Инстаграм




Интересно о
фотографии


- BigPicture. Новости в фотографиях

- Fototips.ru - Уроки и статьи о фотографии и обработке фото

- Photoindustria - статьи и уроки фотографии, школа фотографии, курсы и мастер-классы фотографов, обработка и ретушь фотографий

- Photographer.ru. Профессиональный ресурс о мировой фотографии

- ProPhotos. Журнал о фотографии и фототехнике №1

- ProPhotos.ru. Профессионально о фотографии

- RosPhoto.com. "Российское фото. Онлайн": признанные мастера, талантливые любители, школа фотографии

- ХЭ Фотожурнал. Крупнейшее в Рунете собрание статей о фотографии
Разработано LiveJournal.com