?

Log in

No account? Create an account

предыдущая запись | следующая запись

Конструктивная критика

Текст оригинального вопроса можно посмотреть в первой части статьи


Elliott Erwitt, Metropolitan Museum, New York City, 1949

Сегодня в рубрике:


  • Самообразование начинающего фотографа: проблемы и возможности (Часть 1)


  • Стратегия комплексного (трёхстороннего) фотографического самообразования (Часть 1)


Конструктивная критика

Обратная связь в конструктивном ключе – очень важная составляющая любого процесса обучения и самая главная проблема при самообучении, так как часто пути её поиска весьма ограничены. Такое положение дел создаёт угнетающее и отчаянное ощущение замкнутости, изолированности, которое многими формулируется: «Я варюсь в собственном соку!» В учебных заведениях, на курсах, в фотошколах, даже иногда на мастер-классах начинающий фотограф имеет шанс показать несколько своих работ и получить более или менее конструктивный отзыв. Но что делать, когда, по тем или иным причинам, это невозможно? Что тогда будет являться мерилом прогресса, как выявить свои ошибки, понять их причину, проработать и избежать их повторения в будущем, чтобы не топтаться на одном месте? Иногда, если фотограф окружён друзьями-коллегами или знакомыми-коллегами, которые так же, как и он, осваивают фотографию в составе некоего фотографического сообщества, группы, можно рассчитывать на взгляд со стороны, который, однако, не лишён субъективности, а порой и пристрастности. В этом смысле пространство Интернета, в виде блогов и тематических объединений, предоставляет практически неограниченные ресурсы для самопрезентации и диалога. Но этот диалог далеко не всегда бывает полезен. Нарваться на резкий, грубый комментарий о собственных фотографиях – это ещё полбеды, неприятно, но не смертельно. Гораздо хуже осознание того факта, что в российских интернет-фото-сообществах напрочь отсутствует  представление о такте, деликатности и правилах грамотной обратной связи. И здесь для начинающего фотографа остаётся лишь один выход: научиться вычленять ценные зёрна конструктивной критики в изобилии комплексов и неврозов других людей, желчи и флуда. Как это сделать? Ответ прост:

Выстроить в своём сознании чёткое представление, что есть «конструктивная критика», и по каким признакам её можно отличить.

В словаре Ожегова общее понятие критика объясняется следующим образом: «Обсуждение, разбор чего-н. с целью оценить, выявить недостатки». И ещё одна формулировка из толкового словаря В. Даля: «Разбор (анализ) с целью дать оценку».

Ключевыми словами для правильного определения сути конструктивной фотокритики являются два слова – обсуждение и анализ (разбор).

Итак:


  • Цели конструктивной критики: выявление ошибок для дальнейшей работы над ними, то есть, таким образом, обозначение проблемных зон в разных составляющих фотографии, и путей дальнейшего развития.

  • Содержание: критические замечания  должны охватывать несколько аспектов фотографии и рассматривать их как частности, так и в общем: идея, композиционное, техническое решения, работа со светом, моделью (если мы говорим о портрете), эстетическое и эмоциональное восприятие, стиль. Если речь идёт об учебном задании, то можно обратить внимание на отдельные составляющие, на которые и было ориентировано фотографическое упражнение (например, управление глубиной резкости для достижения различных изобразительных эффектов, контрастом, работа с цветом или создание серии различных по настроению образов с одним и тем же предметом).

  • Плюсы и минусы: критика становится наиболее полезной тогда, когда мы не забываем вместе с отрицательными сторонами отмечать положительные, потому как только в очень, по-настоящему безнадежном, снимке можно не найти ни одного ободряющего момента. И я имею в виду не попытки потешить чужое самомнение или тщеславие, а лишь необходимость быть честными и объективными, и максимально повысить эффективность анализа проделанной работы. Начинающий фотограф должен знать и о своих сильных сторонах.

  • Аргументация: любое указание на возможную ошибку, или рекомендация, должны носить обоснованный характер, иначе они – не более чем ярлык или субъективное суждение.

  • Эмоциональная составляющая: почти каждому начинающему фотографу хочется головокружительного успеха, громких побед, толп поклонников-почитателей творчества, но обучение – это тяжёлый труд и сложный путь, неотъемлемая часть которого ошибки и промахи, взлёты и падения. К ним нужно быть готовым и воспринимать как полезный опыт, а не фатальную оплошность или слабость. Ошибки помогают нам расти над собой и совершенствоваться в мастерстве, и не совершает их лишь тот, кто ничего не делает.

Но чтобы наше представление о критике и том, какой она не должна быть, получилось полным, хотелось бы разобрать ещё несколько аспектов этого вопроса. Один из них – беспристрастность восприятия. Всё, что окружает нас в каждый новый день жизни, вызывает внутри определённый отклик, хороший или нет, но это формирует наши взгляды, предпочтения, вкусы, выстраиваются различные ассоциативные связи и так формируются образы, представления. Очень часто на конструктивную оценку увиденного влияет эмоциональное состояние человека, зрителя. Бессознательные реакции и чувства опережают наш разум, и мы спешим вынести свой вердикт «нравится/не нравится». А что означает «нравится» и что означает «не нравится»? Это и есть первое впечатление. Много раз я была свидетельницей того, как высокую оценку и похвалу совершенно незаслуженно получали портреты с красивыми девушками в главной роли (ещё лучше – обнажёнными), но слабые во всех других отношениях, и столь же часто зрители несправедливо проходили мимо сильных работ иных авторов, чьи герои выпадали их среднестатистического стереотипа о прекрасном, по причине возраста, скромного наряда, или вообще наличия одежды, а также других второстепенных признаков. Это же явление наблюдается, когда люди видят, к примеру, изображения младенцев или очаровательных домашних питомцев – объективность уступает место бурным эмоциям, и уже ничто не имеет принципиального значения. Разве возможно рассуждать о композиции кадра или световом решении, когда с губ без перерыва срываются отчаянные крики умиления и восторга. И как может реагировать сам фотограф в подобных ситуациях – не погружается ли он в бездну сладкого заблуждения? Как после этого воспринимать действительно конструктивную критику?
Таким образом, и в одном, и в другом случае начинающий фотограф может стать заложником чужого, отличного от его собственного, вкуса или общепринятых шаблонов и однодневной моды.

И теперь я хотела бы отметить, какого рода проявления зрительской аудитории нельзя не только воспринимать как критику, но и позволять им портить себе настроение.

Какой НЕ может быть конструктивная критика:


  • Нравится/не нравится, очень/не очень, никак и т.д. Более абстрактные и субъективные формулировки трудно представить. Приятно, когда что-то нравится, но если нет –  этому  должно быть логическое обоснование.

  • Покормите модель, не кормите модель, напоите модель, уберите модель. Это тот самый наглядный пример расхождения во вкусах, о котором я писала ранее. Представления о красоте широки и разнообразны (к счастью), и делать вывод об уровне и качестве фотоработы, основываясь исключительно на личных предпочтениях в женской внешности – довольно глупо и не серьезно.

  • О чём это? O_o Вопрос, конечно, хороший, и даже где-то созвучен попыткам проанализировать содержание работы, но, к сожалению, очень часто встречается без всяких на то оснований. И здесь, очевидно, идёт подмена понятий. Идея фотографии может не всегда иметь вид метафизического чуда, претендующего на острую оригинальность, или ярко выраженный драматический сюжет – фотография может иметь декоративную направленность, когда не содержание, а форма становится смыслом, подобно тому, как беззаботно и искренне мы радуемся тёплому морю или приходу весны. 

  • Мне не нравится Ваша задумка! Идейная составляющая чьих-либо фотографий, действительно, может быть близка или нет мировоззрению конкретно взятого зрителя, но за редким исключением этот вопрос лежит вне области оценки общего уровня и качества фотоработы. Сколько людей – столько может быть и мнений, у каждой темы и проблематики есть своя аудитория. Критика же концептуальной стороны фотографии имеет большее значение при организации художественных выставок или проведении фотографических конкурсов. Естественно, дело обстоит иначе, когда реализация (то есть, конечный снимок) разнится с задумкой, и это приводит к нежелательной двусмысленности или неоднозначности восприятия, как бы – посыл автора не очевиден. Но, тем не менее,  с подобными суждениями всё равно следует быть осторожнее.

  • Откровенная грубость. Психологические комплексы и порождаемые ими зависть и злоба не знают границ и пределов, а мы никогда не знаем, кто сидит на противоположном конце света, за другим компьютером и, находясь в состоянии полного внутреннего раздрая, не жалеет сил и времени на провокационную писанину. Это тот типаж людей, которым плохо, когда другим хорошо. Агрессоры только и ищут, где бы посеять раздор. И лучшая стратегия самозащиты от них – равнодушие.


Но критику можно искать не только на просторах Интернета. Некоторые фотографические издания, которые имеют свои сайты с подробной информацией, печатают работы читателей в разделе «Критика», например, журнал «Потребитель. Фото и техника».
Ещё один способ профессионально расти, сопоставляя свои работы с работами других авторов – это участие в фотографических конкурсах. Эту возможность предоставляют такие журналы, как «Foto&Video
», «Digital Photo», «Фотодело», «Digital Camera». Существуют также конкурсы, устраиваемые различными фотосайтами и независимые фотоконкурсы. Участие во многих их них не требует членского взноса или предоплаты. Чем может быть полезна такая форма деятельности, кроме, разумеется, шанса выиграть ценные призы? Прежде всего, это получение опыта и выход на качественно новый уровень. На некоторые конкурсы можно отправить фотографии в разгар их проведения, когда из уже имеющихся работ, мы выбираем те, которые соответствуют заданной тематике, о других – мы узнаём заранее, что позволяет, сделать фотосессию специально для участия. Такая форма работы ставит перед фотографом новые задачи, решая которые мы осуществляет рост, стремимся к новой высоте. Ещё один важный аспект – это решимость. Не нужно бояться проиграть или занять второстепенные призовые места. Мир покоряется целеустремлённым людям, и страху нет в нём места, иначе дрожа и заикаясь можно всю жизнь топтаться на одном месте, так ничего и не достигнув. Нет ничего ужасного в первых неудачах, они бывают весьма поучительными.

А здесь можно почитать интересную и злободневную заметку фотографа Олега Каледина о различных фотосайтах и конструктивной критике

В следующей части мы рассмотрим вопрос о мастер-классах, их роли в самообразовании начинающих фотографов.


Комментарии

( 37 комментариев — Оставить комментарий )
karlson444
16 фев, 2012 12:42 (UTC)
Cпасибо Большое за интересный пост! Он очень полезен не только начинающим,но и профессиональным фотографам.которые зачастую путают критику с самоутверждением,пытаясь опорочить любые начинания неопытных фотографов...Для примера - происходящая уже на протяжении нескольких месяцев ситуация на (когда-то) популярном фотосайте ФОТОКРИТИК.ру. Там на сегодняшний день заправляет уже многим известный фотограф Тараканов В.И. и проблема того ресурса в том,что администрация полностью игнорирует его выходки и не желает вмешиваться в обострения конфликтов.На всех ресурсах есть такие волшебные кнопочки ,которые позволяют забанить недобросовестного,провокатора или любого скандалиста.И многие фотосайты уже этим воспользовались и удалили аккаунты Тараканова.Но на ФОТОКРИТИК.ру такой кнопочки нет....Теперь он придумал на форуме ветку под названием ВЫГРЕБНАЯ ЯМА.Куда безапелляционно будет сбрасывать все не понравившиеся ему фото.И сам выступает в роли асенизатора...Это покажется смешным,но ресурс реально потерял свою рейтинговую популярность и стал показателем склок и провокаций.
прочитав вашу запись,я подумал - может вы как-то сможете повлиять на ситуацию там?Может сможете открыть глаза тем,кто ещё не поддался влиянию Тараканова?Они как раз сейчас решают - как сделать сайт привлекательным для критики.С Уважением,Постников Дмитрий.
sunsandy
16 фев, 2012 17:07 (UTC)
Здравствуйте, Дмитрий! :)
А меня зовут Вера... Очень рада знакомству.
Спасибо большое за теплый отзыв. 
То, что Вы описали выглядит следующим образом: маленький человек упивается локальной властью. Это ужасно... Но меня насторожило другое: если Вы говорите, что он не является администратором сайта или модератором, откуда же он получает столько поддержки? Эффект стадного чувства? 
Когда-то давно я была зарегистрирована на этом сайте, видимо, в лучшие его времена, и тогда, конечно же, ничего подобного там не было. Но сейчас столько фоторесурсов, что невозможно следить за каждым... Я попыталась посмотреть содержание "Фотокритика", но для этого необходимо зарегистрироваться. А потом нашла, как мне кажется, того самого фотографа. Если это он, то его работы говорят сами за себя - он дилетант, и не стоит Вашего или чьего бы то ни было внимания. Удивительно, что кто-то вообще воспринимает такого человека всерьез. 
Знаете, есть не очень хорошее высказывание о том, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, раньше я не понимала смысл этих слов. Но к сожалению, часто люди не только не хотят себе помочь, но и отвергают постороннюю помощь, просто тем фактом, что позволяют так к себе относиться. В подобных конфликтах всегда есть три стороны, именно три, а не две: жертвы, против, которых направлена агрессия, сами агрессоры и худшая часть, которой бывает большинство - равнодушные. Эти люди просто отмалчиваются, пока не касается их самих, но чтобы поддержать пострадавших и выступить против обидчика  - на это малодушие не позволяет решиться. Так вот... Эта третья категория участников конфликта самая опасная, с ее молчаливого согласия все и происходит.
Что здесь можно сделать? 
Во-первых, не только игнорировать провокатора, но и не учавствовать в его начинаниях: удалять любые комментарии, не отвечать, обходить стороной его мерзкий раздел в форуме, вести себя с ним, как с безумцами ведут в психбольницах. Во-вторых, если есть время и желание можно организовать свою группу, которая будет жить независимо, общими силами проще сопротивляться маразму одного псевдофотографа. Продолжать обращаться в администрацию сайта, что если не будут приняты меры, вы можете устроить массовый исход с сайта или еще что похуже, в конце концов, идти есть куда. Если хотите, Дмитрий, если возможности ресурса это позволяют, можете разместить мою статью о критике там с указание автора и предложить обсудить ее положения и руководствоваться в дальнейшем только правилами здоровой конструктивной критики, а не психоневрологическими импульсами. 
Но самое главное, еще раз повторюсь, нужно привлечь на свою сторону равнодушных, иначе сегодня у них все хорошо, а завтра они будут плакать от нападок одного идиота, как и все остальные.
(без темы) - karlson444 - 16 фев, 2012 18:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Beny Midbar - 17 фев, 2012 09:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sunsandy - 17 фев, 2012 09:22 (UTC) - Развернуть
unlimmobile
17 фев, 2012 05:26 (UTC)
Спасибо, огромное спасибо за фиксацию проблемы о полное освещение вопроса!
sunsandy
17 фев, 2012 07:32 (UTC)
Спасибо большое! :))
alex_caparbio
17 фев, 2012 08:02 (UTC)
Привет, Вера! Молодец! Хорошо написала, со многим согласен. Мне понравилось тем, что логично, грамотно, актуально. С каждой статьей у тебя получается все лучше и лучше! ;)
sunsandy
17 фев, 2012 08:04 (UTC)
Леша, привет! :))
Спасибо тебе большое! Мне очень-очень приятно...
Ты куда-то совсем пропал или мне так показалось?
hamamilya
18 фев, 2012 11:19 (UTC)
Верочка, какая ты молодец! Такую огромную работу проделала. Все так обстоятельно, понятно и четко написано, что даже несведущим в фотографии людям (типа меня) все ясно и понятно :)
sunsandy
18 фев, 2012 16:19 (UTC)
Танечка, спасибо большое! :))
Я так рада, мне бы очень хотелось помочь тем, кто только-только осваивает фотографию и переживает из-за того, что стоит лишь игнорировать. Я сама когда-то очень нуждалась в подобной поддержке.
sapegin
19 фев, 2012 19:38 (UTC)
«но если нет – этому должно быть логическое обоснование»

Вовсе не обязательно. Большинство фотографий не нравятся просто потому, что не нравятся. Конечно, совершенно не обязательно сообщать своё мнение автору :)
sunsandy
19 фев, 2012 19:48 (UTC)
Артём, спасибо за отзыв... =)
Но я всё-такие не соглашусь, потому что, как ты совершенно справедливо заметил, мнение сообщать не обязательно, но причины, тем не менее всё равно есть. И если мы говорим о конструктивной критике фразы "нравится/не нравится" не должны носить для начинающего фотографа никакой окраски, так как не аргументированы. В качестве критики можно рассматривать лишь аргументированное мнение. Даже когда фотограф производит анализ собственных работ, если он не может ответить самому себе, почему ему не нравится то или иное из его творений, это говорит о неосознанности происходящего, которую нужно искоренять, если он хочет развиваться дальше. Наверное, каждый судит по себе, но я, если мне есть что сказать про недостатки чужой работы, всегда поясню, а если нет - промолчу, мало кому интересно просто чужое "нравится/не нравится". И даже для того, кто смотрит на фотографию своего коллеги и хочет вынести ей оценку также полезно анализировать - это один из способов обучения, как бы от обратного.
(без темы) - sapegin - 19 фев, 2012 19:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sunsandy - 19 фев, 2012 19:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sapegin - 19 фев, 2012 20:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sunsandy - 19 фев, 2012 20:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sapegin - 21 фев, 2012 10:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sunsandy - 21 фев, 2012 15:16 (UTC) - Развернуть
sosnovsky_ivan
22 фев, 2012 18:32 (UTC)
Привет Вера. Вначале хотелось бы процитировать тебе классика
«Я так гордился своей первой публикацией в Marie Claire — вспоминает фотограф. Я купил сразу несколько номеров журнала. Из одного я очень аккуратно вырезал страницы, чтобы вставить в свое портфолио, а остальные журналы я разослал всем своим родным и друзьям. Спустя две недели я зашел на рынок и увидел, что страницы с моими фотографиями использовали для заворачивания рыбы. Знаете, это было словно пощечина. В другой раз я видел одну даму, читающую этот журнал. Она читала очень внимательно, аккуратно перелистывая и подолгу изучая каждую страницу. Но когда она дошла до моей съемки она пролистала ее с таким равнодушным лицом, словно на них не было ничего особенного, достойного ее внимания. Как раз в тот момент я понял, что невозможно понравится абсолютно всем».

От себя подитожу Мне кажется, что прислушиваться стоит к мнению людей чье мнение для тебя авторитетно. И здесь как мне кажется допустимо и субъективное мнение. И твое решение заключается принимать его или нет. И напротив если тебе все равно на мнение человека в целом, то не стоит вообще обращать внимания.
(Удалённый комментарий)
sunsandy
25 фев, 2012 06:43 (UTC)
Спасибо Вам! :)) Всегда рада помочь...
holydeer
26 фев, 2012 13:33 (UTC)
Здравствуйте!Спасибо вам за эту статью.И за две предыдущие.С нетерпением жду продолжения.
sunsandy
27 фев, 2012 04:26 (UTC)
И Вам спасибо! =)
Буквально на днях будет четвёртая часть статьи...
ben_tal
26 фев, 2012 18:54 (UTC)
спасибо! наконец (на третьей части) удосужился автора найти. а то всё перепечатки...
Хорошая статья. и очень Ваши фотографии нравятся...
sunsandy
27 фев, 2012 04:27 (UTC)
Спасибо Вам большое! =)) Мне безумно приятно...
(без темы) - ben_tal - 27 фев, 2012 09:40 (UTC) - Развернуть
( 37 комментариев — Оставить комментарий )

что тут есть


- фото
- статьи о фотографии
- вопрос-ответ
- библиотека фотографа
- вдохновение
- о блоге


задать вопрос


буду рада обсудить и ответить на все вопросы о фотографии, а наиболее интересные сделаю темами новых статей
photo@belyavskaya.com
пишите! ☺




избранные статьи


- о портретной фотографии и самовосприятии людей
- самообразование фотографа: дорогу осилит идущий!
- развитие видения фотографа
- как сделать съемку для журнала
- цвет или чб
- как я увлеклась фотографией...
- 15 книг по фотографии


фотоархив по годам


- 2017
- 2016
- 2014-2015
- 2008-2013


еще о фотографии


- cайт юриста по интеллектуальным правам ивана бардова: статьи по правовым вопросам для фотографов

- photographer.ru. - мировая фотография: история, критика, современность в статьях, интервью и обзорах

- fototips.ru - журнал о фотографии: новости, уроки и статьи

- blog.steblovskiy.ru: отличная подборка видео-уроков и статей по фотографии и видеосъемке

- photoindustria - теория и практика фотографии: работа со студийным светом, уроки ретуши, интервью с фотографами

- хэ фотожурнал: крупнейшее в рунете собрание статей о фотографии

- takephoto.ru - видеоуроки и статьи о цифровой фотографии

- фотомонстр: уроки фотосъемки и обработки
Разработано LiveJournal.com