?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Геометрия...

Декабрь 2011
Модель: Мария
Ассистент: Дмитрий Мартынов
Стиль, макияж, причёски: я



_MG_2281



Как приятно вернуться к любимому блогу спустя такой долгий перерыв...

Много разных событий произошло за эти несколько месяцев: важных, незначительных, радостных или грустных, сделано много дел, а некоторые, к сожалению, пока откладываются – но паузы бывают важны для новых свершений.

Одно из них мне хотелось бы начать именно сегодня: открыть новую рубрику под названием "Как это сделано", в которой я буду максимально полно рассказывать о технических и творческих аспектах своих фотосессий, буду делиться всеми важными нюансами и наработками, которые могут пригодиться не только мне, но и другим фотографам. Если же у читателей и зрителей журнала возникнут вопросы о той или иной фотосъёмке, то можно смело писать мне, и я постараюсь осветить весь процесс работы в одном из последующих выпусков рубрики.

Итак, начнём…

1


2
_MG_2284


3 _MG_2319


4 _MG_2367

5 _MG_2373



Идея/задумка
Часто совершенно обыденные, и даже рутинные события нашей повседневной жизни могут привести к самым прекрасным находкам – видимо, ничто всё-таки не бывает случайно. Так произошло и у меня с идей для небольшой серии фотографий под названием "Геометрия". Шёл декабрь 2011 года. Я спешно приводила в порядок квартиру, готовила её к съёмке с новой знакомой – Марией, с которой у нас с самого конца лета никак не получалось назначить день и время для фотосессии.

Наша большая комната занимает всего 15, может быть 18 кв. м. – не очень много для фотостудии, и поэтому каждый дополнительный отрезок пространства никогда не бывает лишним. Посреди комнаты, как бы создавая два помещения, стоит белый квадратный стеллаж, разделенный сеткой открытых полок на 25 ячеек, в нём хранятся книги, вазы и прочая домашняя утварь. Чтобы использовать всё имеющееся пространство для съёмки, мы с Димой решили передвинуть стеллаж в коридор, а для этого предварительно освободили его от вещей. Изрядно утомившись, мы сделали перерыв. Короткий зимний день завершался ярким закатом (окна комнаты выходят на юго-западную сторону), и вдруг моим глазам представилось зрелище, которое раньше не было возможно заметить, из-за того, что мебель в доме, как это часто бывает, никогда не пустует. Без книг, сияя белизной и всеми своими многочисленными правильными углами, стеллаж пропускал сквозь себя безумные солнечные лучи, которые рисовали на перпендикулярной стене красивый светотеневой рисунок. Видно так уж устроен человеческий мозг и так работает воображение, что ассоциации опережают мысль с огромной скоростью, подобно нашим самым ярким чувствам. В голове в доли секунд промелькнуло множество образов и сюжетов, обрывки каких-то воспоминаний, детали, лица, предметы, наряды и многое, что даже не удается теперь вспомнить. Такая геометричность, в определённом смысле, декоративность, свойственная многим разновидностям художественных узоров и орнаментов, сразу натолкнула меня на идею о создании fashion-фотографии. Что-то подобное крутилось где-то так близко с сознанием. Что если поиграть контрастом угловатых и точных форм с изгибами женского тела и расцветкой одежды. Мозаика из множества кусочков собралась в целую картинку. Я увидела мою новую модель Машу в платьях с геометрическим рисунком, балансирующую между световыми четырехугольниками на стене. Кроме того, мне хотелось включить в композицию будущих кадров и сам стеллаж, так как свет и тень распределялись по его полкам не равномерно, а создавая многочисленные полутона, выстраиваясь в очень красивые диагональные ритмы.


Световое решение

Источник света : изначально я планировала делать фотосессию при закатном освещении (Схема 1). Но закатные часы коротки, солнце довольно быстро движется к горизонту и не оставляет времени на подготовку, смену образов модели, перерывы, а порой и саму съёмку. Поэтому было принято решение имитировать характер и направление солнечного света источником искусственного освещения (импульсной лампой 500 Дж).

Солнечные лучи падали на стену примерно под углом 60 градусов, но пространства комнаты не хватило для точного повторения светотеневого рисунка, поэтому чуть сместив светильник, мы компенсировали разницу изменением угла самого стеллажа относительно стены (Схема 2).

Характер светотеневого рисунка : Закатное солнце в безоблачный день даёт жёсткие тени и чётко обозначенные световые зоны, так как лучи света не рассеиваются, что характерно для прямого освещения. Чтобы воспроизвести этот эффект мы использовали в качестве насадки на световую головку портретную тарелку, но без сот, белого рассеивателя и центрального металлического рассеивающего кружка. Стандартная же насадка-рефлектор, меньшего диаметра делала световой поток более узким – его не хватало, чтобы нарисовать тени даже от половины ширины стеллажа.

Для заполнения теней использовался большой серебряный отражатель овальной формы (1 – Схема 2). Для создания выразительных бликов в глазах модели - второй серебряный отражатель, на полу перед ней (2 – Схема 2).

Геометрия 1Геометрия



Светочувствительный материал

Когда идея только оформлялась, я хотела делать фотографии на чёрно-белую плёнку, которая идеально подходит для контрастных геометрических композиций. Но после нескольких пробных кадров на цифровую камеру, я изменила своё решение: сочетание очень светлой, почти белой, гаммы стены, насыщенных и чистых оттенков нарядов и смуглой кожи модели – создали гармоничный колорит.


Техника

Камера : Canon EOS 5D Mark II Оптика : объективы через переходное кольцо Зенит-Canon Юпитер-9 85мм f/2 – для крупных портретов, Зенитар 50мм f/2.8 – для съёмки практически в полный рост в условиях ограниченного пространства.


Композиционное решение

Ритм, динамика и подчинение второстепенных элементов главному (смысловому центру) : свет, входящий в кадр слева-направо – это почти всегда удачное композиционное решение для фотографии. Этот приём помогает глазу попасть в изобразительное пространство снимка. Линии теней, словно стрелки, указывают дальнейший путь движению взгляда и приводят к смысловому центру, то есть модели. Кроме того, кажущаяся статичность поз, компенсируется динамикой диагоналей, их ритмами, которыми наполнена композиция, что особенно важно для сюжетов, имеющих исключительно декоративное содержание, в отличие от художественной фотографии, где статика и покой могут приобретать глубокий смысл.

Единство и целостность : угловатые позы модели, которые в другом случае были бы для меня неприемлемыми по эстетическим соображениям, в этих работах создают единство всей композиции, её целостность, объединяя неживое с живым, пространство и человека, прямоугольное и округлое – гармонизируя контраст форм. Кроме того, узоры на одежде подчиняются общей композиционной логике снимков.

Равновесие : Линии полок и теней, вместе с нижней границей кадра образуют как бы устойчивые треугольники, которые, словно опираются на эту границу, то есть находят там своё основание. И это обобщение, несмотря на буйство и дробность элементов кадра (каждое тоновое, цветовое пятно, линии и точки, формы представляют собой единичные элементы композиции), уравновешивает всё изобразительное пространство кадра.

Детали и нюансы : никогда не стоит пренебрегать даже маленькой, малюсенькой деталью, будь то браслет на руке, или кольцо, или выбившийся волос, или нога ассистента, случайно попавшая в кадр. Более того, помня об этих мелочах, просто необходимо абстрагироваться от предметной сущности вещей (будь то одежда, прическа, интерьер и т.д.) и рассматривать каждую из них как форму, как элемент композиции, в её взаимодействии с другими, и каждый раз спрашивать себя: "А это здесь уместно? А вот это?" Часто, просматривая работы своих совсем молодых коллег, я понимаю, что они забывают об этом. Небольшой пример: я рассматриваю портрет девушки – интересный, задумчивый, в чём-то даже загадочный, но краем сознания понимаю, что нечто на периферии так и оттягивает мой взгляд в сторону. Что же это? Оказывается, рука, на которую девушка опирается подбородком, щедро украшена кольцами и перстнями, а в её ушах красуются модные серьги. Зачем, если это не журнальная фотография, не каталог ювелирных изделий и не просто – фото на память? Ведь на изобразительном языке, на языке элементов композиции, бижутерия своим блеском, а порой и очертаниями (то есть по тону и по пятну) вступает в "конфликт" с блеском глаз, с их формой и размером. Зачем очевидному смысловому центру кадра, то есть глазам (а именно такой, я не сомневаюсь, и была идея автора), сомнительное композиционное соседство? Контролируя внешний вид своих моделей на съёмке, стоит в первую очередь руководствоваться принципом минимализма, или уж, на крайний случай – "золотой середины", чтобы не потерять после долгой и кропотливой работы то главное, ради чего мы и брали в руки камеру.

Поэтому... Начинать вводить в сюжет своей фотографии некие предметы, которые сразу же вступают в композиционные отношения с главным элементом и друг с другом, стоит, лишь четко понимая, для чего это нам нужно, и за что будет отвечать на готовом снимке каждый из них. А мотивы: «Ну, краси-и-и-во же получится…» или «А почему бы и нет?!» - первые враги разумного подхода в фотографии.

Но перейдём от теории к практике… Красный оттенок губ на первых двух фотографиях продиктован не столько цветом платья и модными тенденциями, сколько необходимостью связать в единое композиционное целое фигуру модели, её лицо, и столь яркое и активное пятно как алое платье. Даже в fashion-фотографии для меня огромное значение имеет, прежде всего, человек, поэтому иной выбор губной помады сделала бы роль Маши на этих снимках второстепенной по сравнению с платьем. Никакие другие детали здесь не понадобились, как раз по причине самодостаточности красного цвета.

На фото с чёрно-белым платьем – контрастные ко всей обстановке манжеты рукавов и пояс образуют вместе с изгибами рук линии движения взгляда вокруг лица модели, тем самым акцентируя внимание не только на необычном покрое платья, но и на девушке, для которой оно предназначено. Белые шарики-серёжки так же, как маленькие маячки, объединят тело с нарядом, перекликаясь с белыми пятнышками на ткани. Последний образ строится на гармоничном дополнении активных чёрных дуг на рисунке пальто с округлостью контрастного макияжа глаз и схожих по форме серёжек, а также отзывается сходством в силуэте причёски. Такое ритмическое подобие форм помогает достичь большего композиционного единства элементов кадра. Матовость и пастельность губ неслучайны: ещё одно интенсивное по цвету или форме пятно внесло бы визуальный диссонанс.

(Продолжение в следующей части… Я расскажу подробнее про работу с моделью на этой фотосессии и постобработку)

Комментарии

( 33 комментария — Оставить комментарий )
strijar
25 июн, 2012 07:55 (UTC)
Спасибо! Читать как это сделано не менее увлекательно чем рассматривать готовые работы. При этом нет эффекта фокуса - разгадка, не убивает волшебство :) ...а может даже и наоборот - усиливает его
sunsandy
25 июн, 2012 16:21 (UTC)
Олег, спасибо большое! :))
Мне очень приятно...
hamamilya
25 июн, 2012 09:30 (UTC)
С возвращением, я скучала :))

Отметила про себя эти фотографии еще в fb, такие они насыщенные, яркие, так и притягивают взгляд)
Как же ты все понятно и четко объясняешь, что даже такому несведущему человеку (как я), становится все ясно :)
Верочка, ты умница!!!
sunsandy
25 июн, 2012 16:24 (UTC)
Танечка, привет! :))
И я очень-очень скучала... Спасибо тебе большое!
Особенно приятно и важно, что текс ясный и простой получился, потому что я всегда волнуюсь, как то, что я пишу, потом воспринимается. Я имею ввиду, насколько оказывается полезным и нужным.
hamamilya
25 июн, 2012 16:36 (UTC)
И полезным, и нужным, и очень интересным! :)
sunsandy
25 июн, 2012 17:02 (UTC)
:) Танечка, спасибо еще раз!
ka_butenko
25 июн, 2012 10:02 (UTC)
Ооо это потрясающе интересно:)
Спасибо вам за этот пост:)
Фотографии чарующие, узоры увлекают, модель просто чудо, стиль и макияж тоже очень понравились
sunsandy
25 июн, 2012 16:26 (UTC)
И Вам спасибо! :)
Рада, что фотографиии понравились и текст оказался полезным...
scortesia
25 июн, 2012 11:10 (UTC)
спасибо!
sunsandy
25 июн, 2012 16:27 (UTC)
И Вам спасибо! :))
luaine
25 июн, 2012 11:29 (UTC)
Спасибо большое. Особенно за напоминание контролировать все элементы в кадре.
sunsandy
25 июн, 2012 16:28 (UTC)
Спасибо большое! :))
monoculus
25 июн, 2012 15:43 (UTC)
В возвращением! Вы делаете полезное дело!
sunsandy
25 июн, 2012 16:19 (UTC)
Андрей, здравствуйте! :)
Спасибо за Ваши слова...
vietheity
26 июн, 2012 00:46 (UTC)
Спасибо.
sunsandy
26 июн, 2012 04:08 (UTC)
И Вам спасибо! :)
Рада, что статья оказалась полезной...
winged_man
26 июн, 2012 10:50 (UTC)
И я от себя добавлю. Замечательная задумка и, как всегда, полезный и интересный материал. С удовольствием читаю, открываю для себя много нового. Спасибо :)
sunsandy
28 июн, 2012 13:00 (UTC)
Виталий, спасибо большое! :))
Мне очень приятно от Ваших теплых слов...
den_f
26 июн, 2012 17:51 (UTC)
Как всегда, большое спасибо за статью, сразу вопрос - ты делаешь эскизы, раскадровки ??? веть учесть все детали и ньюансы держа идею-картинку в голове просто невозможно....нужно все прорисовать и продумать ???
sunsandy
28 июн, 2012 13:11 (UTC)
Денис, спасибо! :)) Очень рада, что понравилось...
Да, ты прав, что нюансы можно, наверное, подробно продумать лишь на бумаге. Почти для всех фотосессий я делаю схематические эскизы - сначала, как бы зарисовываю только что появившуюся идею, а потом - начинаю уточнять и проявлять ее уже более детально. Я делаю это даже не столько, чтобы не забыть что-то важное или не упустить, сколько для развития мысли и всестороннего взгляда на будущую фотографию. Я хочу сказать, что одно дело, например, держать важные дела в голове, а другое - составить план на бумаге. С эскизами - тоже самое: когда начинаю рисовать, подключаются все остальные мозговые процессы и тогда результат получится лучше. Кроме того, этот способ помогает заранее уточнить освещение, не говоря уже о композиции, и выявить возможные трудные моменты.
Но, что еще для меня важно... Я, все равно, несмотря на тщательную подготовку, оставляю место для импровизации и интуитивной работы, чтобы сохранить ощущение живости.
den_f
3 июл, 2012 20:34 (UTC)
Спасибо за столь развернутый ответ, потрясает уровень твоей подготовки к съемке...у меня же сплошная импровизация ))))
alex_caparbio
29 июн, 2012 08:50 (UTC)
Привет, Вера! Молодец!
Как же здорово опять читать твою статью! Снимки изящны и весокотехничны! Спасибо!
sunsandy
29 июн, 2012 16:48 (UTC)
Лёша, привет! =))
Очень тебе рада! Спасибо большое за тёплый отзыв.
Мне приятно...
baddyglass
18 июл, 2012 05:47 (UTC)
Очень интересная статья, спасибо Вам.
Вера, скажите, какую ещё оптику Вы используете во время съёмок, разброс может быть большой, но чему больше отдаёте предпочтение? При использовании объективов через переходные кольца не возникают искажения на снимках или проблемы с фокусировкой? Спасибо.
sunsandy
27 июл, 2012 03:42 (UTC)
Кирилл, спасибо большое! =)
Извините, что долго не отвечала... К сожалению, не всегда сразу получается написать.
Раньше пользовалась родной кэноновской оптикой, но потом она перестала мне нравится, своей "звенящей" резкостью и "мыльным" боке. Сейчас держу про запас 70-200/2.8, но снимаю в основном несколькими старыми объективами: Biometar 2.8/80 и Sonnar 2.8/180 (через переходное тилт-кольцо пентакон-кэнон), Юпитер-9 2/85 (через переходник зенит-кэнон). Ещё есть Protex 2.8/80 T&S (тилт-шифт) - но им реже, потому что так и смогла отыскать для него даже подержанную бленду, а у этого объектива на средних значениях диафрагмы в центре кадра появляется круглое пятно "вуали". В качестве "широкоугольника" использую зенитовский 50мм 2.8 (тоже через переходное кольцо), не люблю обычную широкоугольную оптику за характерные перспективные искажения. Что касается ухудшения резкости от переходных колец, я такого не замечатала, просто со старой оптикой есть один момент, который нужно учитывать, приобретая её: в стравнении с современными объективами их фокус значительно мягче (за это, собственно, они мне и нравятся) и на самой открытой диафрагме, особенно с ручным фокусом промахнуться гораздо проще. Здесь нужно больше времени и терпения, и практики. Сейчас с фокусировкой проблем не возникает.
baddyglass
2 авг, 2012 21:19 (UTC)
Вера, спасибо за подробный ответ
buzz_s
19 июл, 2012 20:22 (UTC)
Очень элегантные образы, Вера! И здоровый, грамотный минимализм – тоже хорошо. Жаль, не все его способны его ценить, а обращают внимание только на броские по цвету и контрасту работы.

Поразила твоя способность следить за каждой мельчайшей деталью в кадре. Ведь когда из много, что-нибудь непременно пропускается. Анализ в последних абзацах особенно полезным пришелся и необычное замечание про бижутерию очень интересно :) Спасибо тебе! :)
kate_seganova
20 июл, 2012 18:12 (UTC)
О, ужас!!! Как же я теперь буду хвастаться тем, что знаю, как это было?! Шучу... Отличная идея, это очень интересно... и твои описания, Верочка, можно читать, как романы... :)
gulsary
20 ноя, 2012 21:18 (UTC)
спасибо! какой замечательный мастер-класс!
есть ли его продолжение?
грущу, что в нашей новой квартире (она пока строится) окна на восток, это значит, что почти нереально работать с естественным освещением :( или же назначать съемку на утро... но студия в квартире - это пока мечты-мечты...
Хотела еще спросить, насколько критична разница между кропнутой и полнокадровой зеркалкой. Снимаю друзей и родных на кропнутую, но задумываюсь о подержанной пятерке...
sunsandy
26 ноя, 2012 15:11 (UTC)
1
Спасибо большое! :)) Очень рада помочь...
Извините, что долго не отвечала - не всегда хватает времени.
Продолжение будет и, надеюсь, что скоро.

Что касается камер... Конечно, чем больше размер светочувствительного приемника (в данном случае матрицы), тем больше разрешение и качество итогового изображения. Есть и некоторые другие особенности, связанные с этим. Например, объективы с одним и тем же фокусным расстоянием работают по-разному для полной матрицы и для кропнутой, и когда продавец-консультант в магазине говорит Вам: "Покупайте объектив 50мм к Вашей неполной матрице - он будет работать как длиннофокусный..." - это не совсем так и даже, в своем роде, обман. Да, Вы сможете отойти дальше от модели с таким объективом на кропнутую матрицу, но свойства линз внутри от этого не изменятся и по углу обзора и характеру перспективных искажений у Вас все равно будет в руках объектив на 50мм. 
Кроме того, неполноматричные камеры часто имеют очень маленькаий и плохой видоискатель. Использование жк-монитора для этих целей - идея плохая - вы как бы владеете неполной информацией обо всем происходящие перед Вашим объективом. В свое время для меня это было одной из основных причин недовольства кропнутой камерой. Тогда я еще не понимала, насколько действительно хорошо иметь полноматричный фотоаппарат, да это было и не нужно, но видоискатель - это очень важно. Иначе, проблемы с резкостью и ненужные детали в кадре будут Вас постоянно преследовать. 
sunsandy
26 ноя, 2012 15:11 (UTC)
2
Сейчас мое мнение следующее в этом вопросе:

Да, естественно, что всегда хорошо иметь самую лучшую аппаратуру, но, к сожалению, это не всегда возможно. Есть несколько путей решения: 

1) Если временно нет возможности купить полноматричную камеру - это не страшно, пока Вы учитесь, снимаете только в кругу друзей и родных, потому что, приобретая опыт с более простой камерой, Вы будете лучше понимать, чего именно хотите от профессиональной. За это время технологии будут развиваться и появится больше шансов, что новая модель полноматричной зеркалки, которую Вы сможете купить - будет отвечать всем Вашим требованиям. И что самое важное, это будет осознанный выбор, а не решение, основанное на простом утверждении, что полная матрица лучше кропнутой. В таких вопросах не нужно торопиться...

2) Если Вы планируете уже сейчас зарабатывать как фотограф, то здесь, конечно, полноматричная камера незаменима по многим критериям: ретушь с такой камерой выходит на принципиально новый качественный уровень, благодаря именно разрешению. Большая детализация - большие возможности. И безусловно, компьютерная начинка в этих камерах более современная и быстрая, что скажется в таких функциях, как скоростная съемка, замер экспозиции, автофокусировка и др.

3) Если Вы не планируете пока зарабатывать с помощью фотографии, но хотите заниматься ей как искусством, имеете накопившийся опыт и понимание, чего Вы хотите от своей камеры, но возможности по прежнему не позволяют, купите поддержанную камеру. Я сама так делала несколько раз: первый - когда мне нужна была пленочная 35мм -вая камера, второй раз (буквально на днях), - когда я купила пленочную камеру с возможностью автофокусировки. Сайт eBay.com для этого очень подходит, нужно лишь внимательно разобраться со всем и выбирать продавца с 100% - ой, положительной репутацией (там такое указывается).
sunsandy
26 ноя, 2012 15:12 (UTC)
Какой бы вариант для себя Вы ни выбрали бы, всегда нужно четко понимать почему Вы это хотите сделать, чего ждете от камеры и действительно ли Вам это нужно. Если первую в своей жизни камеру еще можно купить по совету друга, или знакомого, или преподавателя фотографии, то профессиональную - нет, потому что если кто-то не может выбрать ее, полагаясь на свой опыт, значит, этого опыта еще недостаточно для работы с такой аппаратурой. 

И напоследок пример из жизни: недавно один мой знакомый, который до этого интересовался, не могу ли я сделать для него репродукционную съемку его рисунков (он готовится к поступлению в художественный ВУЗ) - на что я ответила отрицательно, потому что не имею специального оборудования для этого, и тогда он сам, видимо, решил помочь себе, и неожиданно пишет мне: 

"-Какая у тебя камера?

- Canon EOS 5D Mark II - отвечаю я.

- Ну и как? Она хорошая?"

Вот такая переписочка... Что значит "хорошая"?! Я пользуюсь - мне нравится, но из этой ситуации видно, что человек вообще не знает, зачем ему камера. 

Вот... :))
gulsary
29 ноя, 2012 18:18 (UTC)
Вера, огромнейшее спасибо за такой подробный коммент, получилась целая отдельная лекция :)
Я скорее отношу себя к 3-му из перечисленных Вами типов - снимаю давно, на плёнку и цифру, но "для души" - друзей, знакомых. До сих пор не уверена, что хватит энтузиазма пройти путь от любителя до профессионала и зарабатывать фотографией деньги, хоть она и нравится мне больше основной работы.
Подержанную технику нежно люблю, у меня вся такая, купленная с рук. И ни разу меня не подводила!
Я теперь задумываюсь о покупке подержанного Canon 5D, Вы укрепили меня в мысли о полнокадровой цифре. Тем более что все мои кэноновские объективы брались для пленки, поэтому подходят на полный кадр.
А еще мне очень нравится снимать на слайд.
( 33 комментария — Оставить комментарий )






Разделы блога


- Мои фотоработы
- Статьи по фотографии
- Прогулки по Нью-Йорку
- Для вдохновения
- Вопрос-ответ
- Библиотека фотографа




Привет! Меня зовут Вера. Я - портретный фотограф и автор этого блога. Он для всех, кто любит фотографию, ищет вдохновение и хочет узнать что-то новое о любимом занятии. Я всегда открыта для новых интересных знакомств и творческого сотрудничества. Пишите! =) photo@belyavskaya.com



Популярные статьи


- Самообразование фотографа: дорогу осилит идущий!
- Как я увлеклась фотографией...
- Фотография: Цветная или чёрно-белая
- 15 книг по фотографии



Личный Инстаграм



Творческий

Инстаграм




Интересно о
фотографии


- BigPicture. Новости в фотографиях

- Fototips.ru - Уроки и статьи о фотографии и обработке фото

- Photoindustria - статьи и уроки фотографии, школа фотографии, курсы и мастер-классы фотографов, обработка и ретушь фотографий

- Photographer.ru. Профессиональный ресурс о мировой фотографии

- ProPhotos. Журнал о фотографии и фототехнике №1

- ProPhotos.ru. Профессионально о фотографии

- RosPhoto.com. "Российское фото. Онлайн": признанные мастера, талантливые любители, школа фотографии

- ХЭ Фотожурнал. Крупнейшее в Рунете собрание статей о фотографии
Разработано LiveJournal.com