?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

Дорогие друзья-коллеги, сегодняшней публикацией мне хотелось бы открыть серию статей по фотопродакшну для журналов и коммерческих проектов.

В начале этого года в Международном Центре Фотографии в Нью-Йорке я прослушала десятинедельный курс, посвященный всем нюансам входа в индустрию фотографии: fashion-фотография, рекламная фотография и создание фотосессий для журналов, а также финансовые аспекты и основы профессиональной самопрезентации. Курс вела австралийский фотограф Вивьен Аллендер (Vivien Allender).

Причиной, побудившей меня записаться на этот курс, стало полное непонимание механизмов, с помощью которых, например, молодой портретный или fashion-фотограф может начать работать для журналов, больших компаний, дизайнеров, сотрудничать с галереями.

Когда я только переехала в Нью-Йорк, мне казалось, что достаточно закрепить свои позиции в нескольких модельных агентствах и дело наладится. Сказать, что я была далека от правды - недостаточно. Единственное, что я поняла после 3 лет работы с модельными агентствами - это то, что, в лучшем случае, фотограф получает доступ к хорошим моделям для своих творческих проектов, и что в 90% случаев агентства не хотят и не будут платить за модельные тесты, особенно с fashion-моделями, то есть, теми девушками, которые попадают под основные критерии элитарной индустрии – их и так все хотят фотографировать. Это явление набирает такие обороты, что в оппозицию ему некоторые стилисты, которые, соответственно, тоже бесплатно работают на съемках моделей, пытались собирать движения протеста с основным лозунгом "Почему мы должны отдавать свой квалифицированный труд без оплаты, когда модельные агентства с этими фотографиями будут зарабатывать на нас деньги?!" Возмущение это справедливо, но, к сожалению, ничего не меняет, потому что, если одни фотографы и стилисты откажутся работать бесплатно (как у нас это тактично называют ТФП), то на их место сразу придут десятки других желающих, готовых на все ради пополнения портфолио. И это тоже логично.

Модели же не приходят в магазин и не говорят: "Посмотри, какая я красивая! Можно мне хлеб бесплатно?" Но во всем остальном, что касается fashion-фотографии, "бесплатно" стало неотъемлемой частью профессиональных будней. Фото: Том Крейг (Tom Craig)

Безусловно, есть пара десятков фотографов, которые делаю тесты только за деньги, но это капля в море на фоне всех, кто является или причисляет себя к фотографам, и свои позиции они закрепляли не 5, и даже не 10 лет назад, а тогда индустрия была другой. Сейчас, когда каждый, кто взял в руки цифровую камеру, согнул бедную девочку в три погибели и наложил блюрчик в портретюре, называет себя фотографом. И ситуация усугубляется тем, что агенты, занимающиеся продвижением моделей, совершенно не разбираются в фотографии, поэтому для них нет незаменимых фотографов, и поэтому платить никому и не нужно: не один - так другой. Поверьте, это не злобное преувеличение - достаточно открыть сайт любого хорошего или среднего модельного агентства, и вы увидите в портфолио одной и той же модели, рядом с совершенно замечательными фотографиями, такое, от чего захочется просто обнять и плакать. При этом, хочу всё же заметить, что действительно хорошие фотографии, без исключений, есть на сайтах одного десятка международных модельных агентств, с громкими именами. Вот там все хорошо, но немногим, особенно начинающим фотографам, удается получить доступ к их моделям.

В среднем, в одном агентстве могут числиться от 40 до 100 моделей. В одном только Нью-Йорке насчитывается около 30-50 крупных, средних и мелких модельных агентств, и если 5-10 из них обслуживаются лучшими фотографами, за разумную плату, то кто и на каких условиях будет снимать моделей для оставшихся? Математика получается несложной.

На фоне подобной "добровольной" эксплуатации фотографического труда остается полной загадкой, как фотографы, которые снимают для всего многообразия существующий журналов, марок одежды и других компаний получают свою работу (я не говорю о мэтрах). Я провела небольшое исследование: изучила сайты по трудоустройству, профессиональные соцсети, просмотрела около 20 различных печатных изданий, начиная с Vogue и заканчивая такими малоизвестными, что даже не запомнила их названия. Оказалось, что на сайтах по трудоустройству есть лишь предложения для фотографов, которые снимают каталоги одежды (модель на белом фоне для интернет-магазина; не путайте со стилистической съемкой новых коллекций дизайнеров) или предметку. В журналах в принципе нет никакой информации, что им требуются фотографы. Сайты типа LinkedIn.com изобилуют вакансиями ретушеров и фотографов для съемки продукции той или иной интернет-компании.

Спустя какое-то время я узнала о существовании профессиональных фотографических агентств, которые представляют фотографов и за процент "ищут" для них работу. Но в отличие от модельных агентств, с которыми я проводила параллели в принципах работы, фотографические агентства имели на борту не более 15 фотографов. Подробное изучение вопроса по материалам немногих хороших блогов по fashion-фотографии показало, что попасть в такие агентства непросто, и от модельного – фотографическое продвижение отличается тем, что моделью может стать любая девушка или молодой человек, соответствующие стандартам – он или она могут прийти на кастинг без портфолио, и их продвижением будут заниматься специально обученные люди.

Фотографические агентства, в свою очередь, хотят "готовый товар". В блоге американского фотографа Мелиссы Родвэлл (Melissa Rodwell) я нашла статью, где автор делится собственным опытом сотрудничества с подобными агентства, и она пишет, что агентства берут фотографа с уже имеющимся уровнем и портфолио, которое удовлетворяет их нуждам, и никогда не будут заниматься развитием этого фотографа. То есть, он будет иметь только однотипные заказы, близкие по стилистике к уже имеющимся работам. Каким образом можно попасть в эти агентства?.. Оказалось, что фотограф приходит в агентство не когда у него нет работы и он хочет ее найти, а когда у него столько работы, что он уже не может справиться с потоком, и ему нужен менеджер, который будет заниматься оформлением юридических, финансовых и организационных вопросов. Таким образом, фотографические агентства заинтересованы только в уже финансово успешных фотографах, которые гарантированно принесут им деньги. Наличие таланта не является достаточным условием для подписания контракта с агентством – для них это, скорее, та неопределенность, которая влечет за собой убытки. Тем не менее, отсутствие большого числа коммерческих заказов может быть компенсировано серьезными публикациями, которые, как бы демонстрируют, что фотограф может быть востребован. Это напоминает мне истории с браками по расчету между богатыми американцами и англичанами-аристократами: деньги без титула - хорошо, и титул без денег годится – вместе они идеально дополнят друг друга.

О каких именно публикациях идет речь? Vogue и Harper’s Bazaar не стоят в очередь к малоизвестным, пусть и одаренным фотографам. Остаются журналы "средней руки" – и тогда все решает количество публикаций (чем больше – тем лучше) и отдельные имена изданий, список которых, конечно же, никто не обнародовал.

И главный вопрос, который проходит красной линией через все повествование: может ли портретный или fashion-фотограф зарабатывать себе на жизнь именно этими направлениями фототворчества?

Реальность международной индустрии показывает, что далеко не всегда. Многие талантливые фотографы имеют какую-либо дневную работу, кто-то зарабатывает мастер-классами или иными формами обучения, другие занимаются свадебной, семейной, детской, частной портретной, корпоративной коммерческой фотографией, но все эти направлении (и я ни в коем случае не умаляю их значения) далеки от журналов и рекламных кампаний дизайнеров одежды. А те, кто смог реализоваться и найти свое место, редко делятся историей успеха с молодыми коллегами.

Фотографы из менее населенных городов, с одной стороны, находятся в более выгодном положении, потому что конкуренция значительно ниже и больше шансы на работу с местными журналами и компаниями, но, с другой стороны, выход на международную арену, где и сконцентрирована сама интересная работа, для них часто отрезан по территориальным, финансовым, языковым или другим причинам.

Вступительная часть хоть и получилась длинной, но, как мне кажется, важной, потому что, допускаю, многие из нас задавались теми же вопросами, которые изучала я.

Теперь перейдем к курсу и первому дню занятий...

Темы курса:

1. Этапы профессиональной фотосессии: план-проект (treatment, о котором я писала в этой статье), расчет бюджета производства съемки, формирование команды, поиск местности и/или фотостудии, создание расписания. 2. Кастинг моделей/актеров и модельные релизы (контракты). 3. Поиск творческого стиля и самопрезентации фотографа.

1-ое занятие. Введение. Создание плана-проекта (treatment), подборка вдохновения (mood boards).

На первом занятии студенты представлялись, рассказывали, какими направлением фотографии занимаются и чего ждут от курса. Слушатели имели разный уровень: были уже состоявшиеся фотографы в поиске новых карьерных стратегий, были те, кто при достаточном опыте пока не могли найти работу с большими клиентами, и были новички, которые хотели научиться делать профессиональные фотосессии.

После знакомства преподаватель перешла к просмотру и обсуждению наших работ/портфолио – преимущественно сайтов. Она объяснила, что это первое, с чего ей хотелось бы начать работу, так как важно понять, как мы сами видим себя в качестве профессионалов и умеем ли мы представлять свою работу на уровне, интересном потенциальному работодателю. От этого, заметила Вивиен, зависит почти 50% успеха. Хочу также добавить, что, когда работаешь над собственным сайтом и доводишь его до некоего субъективно-идеального состояния, тебя начинает переполнять гордость и желание показывать его всем и каждому – на тот момент я обновила одну из последних версий моего собственного сайта и была готова демонстрировать его по первому требованию. Жаль, что я не сохранила ту старую версию, чтобы привести сейчас как более наглядный пример моих собственных ошибок – позднее, в течении курса, я еще неоднократно все меняла.

Но, оказавшись в кругу коллег, я поняла, что миф о "великолепии" моего сайта быстро развеялся, как это случилось и с некоторыми другими.

Вот основные ошибки, которые были выделены. В этом выпуске, я только обозначу их, чтобы дать материал для размышления, а вернемся мы к вопросу самопрезентации и формирования портфолио чуть позже, чтобы более детально его обсудить.

Основные ошибки формирования сайта-портфолио фотографа:

- слишком большое число работ (мой случай); - сложная структура и навигация по сайту; - отсутствие стилистического единства в работах автора (мой случай); - смешение жанров в рамках одного сайта (дети, семьи, ню, fashion, предметка и т.д); - повторение одних и тех же лиц или сюжетов на фотографиях – исключение составляют журнальные съемки (мой случай); - наличие материала, бесполезного для портфолио (пример: fashion-фотограф помещает на свой сайт раздел "Путешествия". Как объяснила Вивьен, для этого есть соцсети, Инстаграм и личный блог фотографа); - слишком краткий/длинный раздела информации о фотографе или его отсутствие .

После обсуждения сайтов всем взгрустнулось, потому что мало кто ожидал подобной критики. Но это было важно сделать, чтобы подготовить слушателей к серьезной работе над собой и переосмыслению всей своей профессиональной деятельности.

Далее мы перешли к первой теме "Создание плана-проекта съемки (treatment)" (подробнее об этом также в статье «Журнальная фотосессия: Этапы создания fashion-съемки»)

Но прежде Вивьен рассказала об условиях, в которых обычно создается план-проекта (такова международная практика): 1. Поиск фотографа. Когда фирма, производящая кофе, одежду, алкогольные напитки, машины, аксессуары или другой товар, хочет сделать новую рекламную кампанию и не имеет на примете определенного фотографа, специальные сотрудники начинают поиск нескольких потенциально подходящих фотографов, которые смогли бы качественно выполнить данное коммерческое задание – обычно 3-4.

Каналы поиска фотографов:

- Интернет (поиск по ключевым словам, просмотр сайтов фотографов, профессиональных фотографических сообществ); - поиск по фотографическим агентствам; - рекомендации коллег; - личные знакомства.

Когда кандидаты выбраны, с ними связывают и запрашивают портфолио в печатном виде. Как заметила преподаватель, это актуально даже сейчас, в век цифровых технологий. 2. Творческое задание. Фотографам отправляют тему будущей съемки с детальными или общими требованиями/пожеланиями компании-клиента. 3. Макет проекта и конкурс. На этом этапе фотограф создает план-проект будущей фотосессии. Его цель – продемонстрировать оригинальное творческое видение, чтобы клиент, ознакомившись с визуальный материалом, сделал свой выбор. Параллельно фотограф рассчитывает примерный бюджет фотосессии. То есть, финальное решение клиента основывается на творческом и материальном подходе фотографа. Процесс рассмотрения кандидатур фотографов, их идей и финансового планирования называют по-английски "bids", то есть, дословно – "соревнования-торги" между фотографами. 4. Подготовка к съемке (предпродакшн). 5. Фотосессия (продакшн). 6. Постобработка (постпродакшн). 7. Реализация. Tom_Craig_small.jpg

Итак, план-проект (treatment) – это PDF документ, содержащий:

- логотип фотографа - авторскую стилизацию (шрифты, названия, подзаголовки) - имя клиента/название компании - краткий письменный рассказ о концепции съемки - состав творческой команды, с которой работает фотограф - контактная информация фотографа - визуальную информацию по разным аспектам фотосессии согласно идеям и видению фотографа.

Визуальная информация – это подборка фотографий из любых источников, распределенных в зависимости от типа съемки на несколько основных категорий:

- подборка вдохновения (mood board) – это общее визуальное представление идеи фотографа - примеры типажей моделей/актеров (если в съемке задействованы люди), животных или предметов - примеры световых и цветовых решений - примеры стиля одежды (если он не был обозначен заказчиком, например, для съемки рекламы машин, украшений, духов, отелей и т.д., в которых участвуют люди) - примеры мебели (если она задействована) - примеры местностей/интерьеров - план-макет страницы, если фотосессия подразумевает применение средств графического дизайна/верстки.

Вивьен показала нам несколько планов-проектов и в качестве домашнего задания раздала каждому студенту по рекламной странице из какого-либо журнала. Отталкиваясь от готовой съемки, мы должны были создать свой план-проект, как если бы, готовились к выполнению этого заказа.

Я прилагаю к статье свой план-проект, чтобы познакомить вас с тем, как обычно выглядит подобный документ. В зависимости от масштабов проекта, визуальное представление может быть подробным и достигать 20-30 страниц, а может быть кратким для меньших фотосессий - 10-15 страниц.

Мне досталась фотография одного из любимых фотографов Тома Крейга (Tom Craig), которую он сделал в серии изображений для компании солнечных очков Persol, то есть настоящий план-проект, скорее всего, был достаточно развернутым, и если ни для каждого отдельного изображения, то хотя бы, для разных типажей задействованных моделей, гардероба и обстановок. Я делала план-проект только для одной этой фотографии. Вместо собственного имени, как предлагалось в задании, я указала имя фотографа. В моем документе почти нет текста, так как основная цель была - собрать визульное содержание.

Посмотреть план-проекта https://drive.google.com/open?id=0B4_VCdi4C_HQNG9fY0h0TU1KQ0E Tom_Craig_small.jpg

Рассказ о планах-проектах вызвал очень оживленную дискуссию и прозвучали три важных вопроса:

Вопрос 1: Неужели, чтобы получить большой коммерческий заказ нужно проделать такую огромную работу (составление плана-проекта, в зависимости от размера, занимает от одного до нескольких дней и даже недели), а получить ее может другой фотограф?

Ответ: Да, к сожалению, такова цена вопроса в сфере рекламной фотографии. Вы вкладываете все свои силы и возможности, чтобы получить заказ, но отдать его могут другому коллеге. Вероятность всегда есть, и единственный способ на что-то повлиять – сделать план-проект по максимуму и надеяться на лучшее.

Вопрос 2: Где гарантия, что клиент ни отдаст мой творческий план конкуренту-фотографу с более выгодным бюджетом съемки?

Ответ: Гарантий нет. Верить в порядочность или честность работодателя, как и отрицать ее – это пустая трата времени и нервов. Цель любой рекламной кампании – еще большая прибыль, а для это выбираются самые удобные средства. Но фотография, как любая творческая сфера деятельности, как и любой бизнес – от малого до крупного – это одна сплошная зона риска. Здесь каждый делает свой собственный выбор, основываясь на профессиональных приоритетах. Да, я согласна, что несправедливо, когда кто-то "крадет" ваши идеи и выдает за свои, но, во-первых, действительно оригинальных "с нуля" идей не так много – в фотографии было уже сделано столько, что в настоящее время мы все лишь ходим кругами, создавая новые версии старых идей; во-вторых, настоящая уникальность видения того или иного фотографа проявляется не столько в создании плана-проекта, сколько в его реализации, то есть фотосессии. Если клиент украл вашу идею – это уже означает, что она понравилась ему больше всех остальных. Но в этом и заключается слабое место клиента: если он отдаст хорошую идею на исполнение человеку, который, возможно неспособен с ней справиться, потому что не создал ее в своем воображении и не имеет с не эмоциональной сопричастности, то компания потратит бюджет на менее качественную работу и тогда, в следующий раз, возможно, пригласят вас… Так, что, дорогие друзья, не бойтесь рисковать - это лучше, чем не иметь интересной работы вообще (каждый клиент не будет делать подобное, и найдутся те, кто именно вас оценят по достоинству).

Вопрос 3: Этический. Законно ли использовать разные фотографии из интернета для создания плана-проекта?

Ответ: Однозначного ответа нет. Теоретически, фотографии других авторов, находящиеся в свободном доступе в интернете, скачиваются или сохраняются кем и когда угодно – контролировать этот процесс невозможно. Появление таких сайтов как pinterest.com создает в помощь "фото-коллекционерам" удобный инструмент. Не будем скрывать, что почти каждый фотограф имеет у себя на компьютере, в соцсетях или иной форме различные фото-библиотеки для вдохновения. И вопрос о легальности использования этих изображений встает только при их физическом включении в план-проект для получения коммерческого заказа. Но как возможно считать подобное использование незаконным или, наоборот, законным, если это всего лишь ресурс для вдохновения, реальной коммерческой выгоды от самих изображений никто не получит? Другими словами, если вы вдохновились работами коллеги, но никому об этом не сказали, сделали съемку (допустим визуально непохожую на первоисточник) и получили за эту фотосессию гонорар... Можно такое "использование" чужих фотографий отнести к незаконному?

Вивьен добавила, что в современном мире, как никогда в истории человечества, мы окружены таким колоссальным количеством визуальной информации, что стирается грань между тем, что мы придумывает на базе заимствования и что создаем сами. От себя скажу, что вдохновение – это вспышка, яркий образ, и возникновение его мы не можем контролировать так же, как и другие сильные эмоции. И если чья-то картина, зарисовка, песня или новые туфли, а, может быть, лимонный пирог, пробудили в вас жажду творчества и спровоцировали неистовый поток сознания, вы, конечно, можете думать об авторских правах того, кто испек пирог или сделал туфли, но лучше быстренько записать свои идеи и заняться их воплощением!

Преподаватель предложила и другие варианты применения плана-проекта, как универсального инструмента для выражения своих мыслей при подготовке к любым фотосессиям:

1. Подготовка к творческой съемке для подачи в интернет- или печатный журнал (этот пункт я подробно описываю в другой своей статье) – это самый удобный способ обсуждать такие аспекты, как макияж, прическу, стиль с членами вашей команды. 2. Презентация своих идей для интернет-или печатных изданий, когда требуется получить от них гарантийное письмо для работы с дизайнерами одежды. 3. Презентация идеи в модельном агентстве, когда вам нужно получить хороших моделей для своего проекта.

Добавлю еще несколько слов о формировании подборки вдохновения... Эта техника на разных уровнях применяется во всех творческих сферах: начинающие, и даже сложившиеся, художники смотрят работы друг друга и великих мастеров, музыканты и композиторы слушают огромное количество музыкальных произведений, дизайнеры и стилисты черпают свое вдохновение вообще во всем, что их окружает, актеры, чтобы полностью вжиться в роль, создают не только коллекции фото или других изображений, но и запахов, текстур, отдельных звуков, песен, тем же увлечены и некоторые режиссеры кино и театра. Не стесняйтесь делать то же самое и расширять границы своего воображения, а главное, игнорируйте всех, кто пытается убедить вас в обратном!

Ресурсы для поиска вдохновения:

1) https://www.pinterest.com/ 2) http://models.com/ 3) http://www.lebook.com/ 4) http://www.123inspiration.com/ 5) http://flickr.com 6) http://500px.com 7)http://particulr.co/ 8) https://unsplash.com/ 9) http://abduzeedo.com/ 10) http://apanational.org/ 11) http://www.magnumphotos.com/

На этом я закончу сегодняшний выпуск…

В классе мы получили задание создать план-проект к рекламной странице, и прочитать интервью фотографа Мартина Шоллера (Martin Scholler). К сожалению, из-за объема материала и нехватки времени, я не смогу сделать перевод, но нашла другое интервью фотографа на русском языке, которое очень интересно посмотреть и послушать: https://www.youtube.com/watch?v=shw89ITzVWo

Всем удачи и вдохновения! =)

Комментарии

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
outlier_v
9 ноя, 2015 12:51 (UTC)
Очень интересные вещи пишете. Кроме вашего блога ничего похожего русскоязычного не встречал. Спасибо.
sunsandy
9 ноя, 2015 14:41 (UTC)
Спасибо большое! =)
Рада, что Вам понравилось...
anjuna_girl
10 ноя, 2015 12:50 (UTC)
Спасибо Вам за прекрасный материал!!!!
sunsandy
10 ноя, 2015 16:12 (UTC)
Спасибо большое! =)
moravska
10 ноя, 2015 13:20 (UTC)
Неймовірно цікава і повчальна стаття, дуже приємно, що ділитесь досвідом. Зараз дуже рідко зустрінеш людину, яка стисло і професійно ділиться знаннями, а головне безкоштовно. Дякую Вам! З нетерпінням буду чекати наступну статтю.
sunsandy
10 ноя, 2015 16:14 (UTC)
Спасибі вам! Дуже приємно! =)
kosus
11 ноя, 2015 07:14 (UTC)
Огромное вам спасибо за эту статью! Добавил в избранное, чтобы не потерять. Больше еще не встречал, чтобы кто-то так приоткрывал завесу "а как у них там". Очень много узнал полезного, особенно в части профессионального поиска вдохновения :)
sunsandy
11 ноя, 2015 20:50 (UTC)
Спасибо, очень рада, что статья понравилась! :)
hamamilya
12 ноя, 2015 17:41 (UTC)
Верочка, я тобой восхищаюсь! честно-честно! так понятно, логично, подробно, структурировано написано! даже я, далекий от фотографии человек, все поняла! и очень интересно :*
sunsandy
19 ноя, 2015 19:58 (UTC)
Танюш, спасибо большое! Так всегда приятно от твоих слов! =) =*
positive_foto
25 янв, 2016 13:21 (UTC)
Вера, спасибо большое! очень полезная, интересная и вдохновляющая статья!
( 11 комментариев — Оставить комментарий )






Разделы блога


- Мои фотоработы
- Статьи по фотографии
- Прогулки по Нью-Йорку
- Для вдохновения
- Вопрос-ответ
- Библиотека фотографа




Привет! Меня зовут Вера. Я - портретный фотограф и автор этого блога. Он для всех, кто любит фотографию, ищет вдохновение и хочет узнать что-то новое о любимом занятии. Я всегда открыта для новых интересных знакомств и творческого сотрудничества. Пишите! =) photo@belyavskaya.com



Популярные статьи


- Самообразование фотографа: дорогу осилит идущий!
- Как я увлеклась фотографией...
- Фотография: Цветная или чёрно-белая
- 15 книг по фотографии



Личный Инстаграм



Творческий

Инстаграм




Интересно о
фотографии


- BigPicture. Новости в фотографиях

- Fototips.ru - Уроки и статьи о фотографии и обработке фото

- Photoindustria - статьи и уроки фотографии, школа фотографии, курсы и мастер-классы фотографов, обработка и ретушь фотографий

- Photographer.ru. Профессиональный ресурс о мировой фотографии

- ProPhotos. Журнал о фотографии и фототехнике №1

- ProPhotos.ru. Профессионально о фотографии

- RosPhoto.com. "Российское фото. Онлайн": признанные мастера, талантливые любители, школа фотографии

- ХЭ Фотожурнал. Крупнейшее в Рунете собрание статей о фотографии
Разработано LiveJournal.com