?

Log in

Предыдущая запись

Дорогие друзья, в сегодняшнем выпуске о фотопродакшн мы обсудим кастинг моделей, эффективное взаимодействие с модельными агентствами, и я расскажу о небольшой лекции, которую сделал для нас приглашенный на курс гость - Коул Цуджикава (Cole Tsujikawa) - творческий директор универмага Bloomingdales.

Курс основ фотопродакшн в Международном Центре Фотографии в Нью-Йорке. Преподаватель - австралийский фотограф Вивьен Аллендер (Vivien Allender).

1-ый выпуск. Фотопродакшн: Введение. План-проект. Подборка вдохновения.

2-ой выпуск. Фотопродакшн: Кто есть кто в фотопродакшн. Основные элементы и составление сметы производства фотосессии.

Коул Цуджикава возглавляет фотографический отдел универмага модной одежды, обуви, домашней утвари и аксессуаров Bloomingdales (американский аналог наших ГУМа и ЦУМа). С опытом более 15 лет в индустрии дизайна, фотографии и моды он отвечает за творческую и организационную части фотосессий, которые создаются для рекламы товаров магазина: печатные и интернет-каталоги, съемки новых коллекций, создание рекламных плакатов. В его обязанности входит взаимодействие с фотографами. Таким образом, он непосредственно знаком с процессом поиска фотографов, отбора и, в зависимости от творческих и коммерческих целей каждой съемки, созданием концепций будущих фотосессий.



Источник http://peter.lindbergh.free.fr/
Фотограф Питер Линдберг (Peter Lindbergh)

После краткого представления и небольшого рассказа о своих трудовых буднях, Коул отметил интересную деталь, о которой должен знать каждый фотограф, стремящийся в сферу коммерческой и рекламной фотографии. Еще 5-10 лет назад индустрия была другой: взаимоотношения с фотографами носили более продолжительный и тесный характер. Магазины подобные Bloomingdales могли иметь несколько штатных фотографов, которые делали все съемки. Но со временем и возрастающим числом новых марок одежды нескольких профессионалов стало недостаточно. Текучесть кадров набирает обороты, и фотографы разделяют обязанности: часто одни занимаются только техническими монотонными съемками каталогов, в то время как другие получают интересные имидживые фотозаказы для больших рекламных кампаний и представления нового товара как концепции стиля жизни. Количество одежды, аксессуаров, обуви и создаваемых из них ансамблей приумножается и поэтому съемки в студиях магазина не прекращается даже в выходные дни. За день фотограф снимает по 50-80 образов (для сравнения, еще 10 лет назад это цифра была в несколько раз меньше). На каждый комплект одежды отводится не более 5-6 минут. Даже творческая фотосессия при таких объемах превращается в настоящий конвейер.

От фотографа требуются не просто быстрота реакции, выносливость и фантазия, но и способность эффективно работать с каждой новой моделью, находить с ней общий язык в считанные секунды, потому что финансовое планирование съемок не оставляет места для более близкого знакомства и поиска общего вдохновения. Коул отметил, что таким требованиям удовлетворяют достаточно опытные фотографы, портфолио которых, кроме высокого стиля, демонстрируют навыки продуктивного взаимодействия с разными типажами людей (моделей/актеров/женщин/мужчин/детей). В тоже время творческие требования к фотографам, снимающим каталоги, снижаются. Здесь количество образов доходит до сотни в день и мало кого уже волнуют эмоции модели и ее умение позировать. И такие торговые гиганты как Bloomingdals, наряду со своими главными конкурентами, стали пробовать новые подходы для еще большего ускорения процесса реализации товара и сокращения бюджетов. Если раньше на сайте магазинов мы могли найти изображения моделей в полный рост или, как минимум, увидеть их лица, то сейчас все больше торговых компаний стали обращаться к концепции "безликой" демонстрации одежды. То есть, фото человека, например, в свитере или пальто кадрируется по линии подбородка или над верхней губой. Как рассказал Коул, это сразу сократило статьи расходов на визажистов, стилистов по волосам и моделей. Если лицо не важно, то можно нанять более дешевых коммерческих моделей, или, как в случае с моделями размера плюс, платить им меньше, так как только по параметрам фигуры подойдет намного больше женщин.

Да, существуют и уникальные случаи: например, популярная компания молодежной одежды H&M, не только не переняла этот опыт, но какое-то время назад стала приглашать для съемок своих каталогов супермоделей. Сколько платят за день работы таким моделям мы можем легко догадаться, но компания явно не прогадала: за последние два года их продажи увеличились. Маркетологи компании, скорее всего, верно оценили потребности своей целевой аудитории: ассортимент магазина очень близок по стилистике к основным модным тенденциям ведущих домов моды Европы и Северной Америки, и его клиентура - девушки, которые во что бы то ни стало хотят быть стильными, но при более скромных бюджетах. Чтобы привлечь юных модниц, компания дала им ощущение почти сбывшейся мечты: "Я буду выглядеть так же сногсшибательно, как Джоан Смалс (Joan Smalls) или Эмили Дидонато (Emily DiDonato) в этих платьях/пальто/юбках и т.д." Это оказалось очень важным психологическим моментом для покупательниц H&M. И не имеет значения, что к стандартам внешности супермоделей в реальной жизни мало кто приближается - каждой девушке хочется верить, что она - самая обаятельная и привлекательная.

Другая, не менее известная, компания одежды - Zara, владелица которой в 2013 году стала одной из самых финансово успешных женщин в мире, также использует для своих каталогов девушек "с лицами", но они выбрали несколько иную стратегию. Если H&M сделали ставку на супермоделей, то Zara приглашает на съемки миловидных, с мягкими чертами лица, очень позитивно ориентированных девушек, которые чудесно смотрятся в любых нарядах - таким образом, как бы стирается грань между недостижимым идеалом красоты и потенциальными покупательницами. Каталоги Zara демонстрируют, что любая девушка будет прекрасна в их одежде.

Завершая свой рассказ Коул Цуджикава, сказал, что для выживания и достижения успеха в безумном мире современной рекламной фотографии молодые фотографы должны развивать в себе такие качества, как творческая гибкость, позитивное мышление, мобильность, открытость новым идеям и тенденциям, общительность, ориентированность на потенциальную целевую аудиторию своей фотографии, способность быстро учиться и продуктивно взаимодействовать со всеми участниками рабочего процесса.

И я хотела бы резюмировать его выступление в нескольких тезисах:



  • Для нас всегда найдется работа. Сколько бы компаний ни практиковали "безликие" фотосессии, всегда будет больше тех, которые ориентированы на людской фактор, а значит, для нас с вами будет достаточно творческой работы;

  • Умение работать с людьми. Человеко-ориентированные рекламные кампании подразумевают не только наличие у фотографа технической и творческой базы, но и способность за короткий период времени установить позитивный психологический контакт со всеми участниками съемки: с творческим директором - чтобы понять его нужды и, вызвав доверие, предложить свои собственные идеи; со стилистами - чтобы, работая как единая команда, получить самый лучший результат; с моделями - чтобы их эмоциональная отдача соответствовала концепции фотосессии и приносила удовлетворение - тогда только изображения получатся искренними и донесут вложенный в них посыл;

  • Открытость ума и способность к постоянному самосовершенствованию. Не стоит сравнивать себя с другими фотографами - их всегда будет много: и хороших, и плохих - не стоит пытаться стать лучше других - нужно в каждую единицу времени стараться превзойти самого себя - тогда творческое развитие, которое не может и не должно останавливать, будет ярким и динамичным процессом, как и должно быть настоящее творчество. Учитесь, пробуйте новые подходы и идеи, радуйтесь своему успеху недолго и сразу спешите вперед к новым достижения. Всегда ищите себя в том, что делаете, и следуйте своей линии интересов, чтобы это в итоге сформировало только ваш единственный и неповторимы вкус. Да, много посредственности оказывается востребованной в наши дни, но как сказал Коул в своей лекции: "Наибольшим спросом будет пользоваться ваше уникальное виденье!" - этого он и сам придерживается, когда ищет фотографов для творческих задач.

Ну а теперь мне хотелось бы перейти ко второй части этого выпуска и коснуться вопросов отбора моделей и взаимодействия с их агентствами.

Кастинг моделей - это отбор моделей для коммерческой, творческой, рекламной или журнальной фотосессии.

Клиент или агентство предоставляет помещение, в котором будет проходить кастинг. Представители компании-клиента, представители агентства и, возможно, фотограф будут присутствовать на встрече с моделями. Кроме демонстрации портфолио и короткого участия в тестовой съемке, модели могут быть приглашены для небольшого личного собеседования (интервью), по результатам которого будет принято решение.

Модель - очень важная часть любой фотосессии. Многие отмечают, что правильный кандидат - это почти 100% успеха съемки. Я бы сказала - 50 на 50, так как хорошая модель не может вытянуть работу плохого фотографа.

Очень редко решение может быть принято без встречи с моделью. Для определенных заказов играет роль не только внешность модели, но и ее индивидуальность, манера общаться и держаться перед камерой. Не всем, даже очень талантливым моделям, психологически подходят любые образы, поэтому так важно иметь возможность лично пообщаться с девушками.

Но возможен вариант предварительного отбора. Компания-клиент, продюсер, творческий директор или фотограф отправляет в агентство/ва запрос на определенный типаж или список необходимых параметров - агентство отправляет свою подборку на согласование и только после этого посылает моделей на кастинг.

В случае коммерческих заказов, о которых я рассказывала в первых двух выпусках, выбором моделей/актеров может заниматься:


  1. Компания-заказчик. Примеры: а) фирма-производитель дорогих часов хочет видеть лицом своей марки определенного актера, политического деятеля или деятеля культуры, супермодель; б) творческий директор или редактор журнала самостоятельно принимает решение о том, какие модели/актеры подходят для будущего номера и/или обложки.

  2. Представители компании-клиента вместе с фотографом. В этом случае фотограф имеет право выбора в рамках определенного типажа (если заявлено) и как сам, так и его продюсер или посредник, устанавливает контакт с агентством по талантам или модельным агентством.

  3. Фотограф. Диапазон заказов, для которых фотограф может самостоятельно (но чаще всего, при финальном согласовании с клиентом) выбирать моделей, очень велик - от больших рекламных кампаний или журнальных фотосессий, где мнение фотографа авторитетно, до маленьких коммерческих заказов, где фотограф занимается кастингом моделей в рамках общей подготовки к фотосессии.

Именно третий вариант взаимодействия с модельными агентствами мы и будем рассматривать, так как он затрагивает почти все другие проекты фотографа, включая некоммерческие (модельные тесты для пополнения портфолио), и творческие (для отправки больших фотосессий на публикации в журналы).

Но в начале мне хотелось бы развеять несколько мифов о модельных агентствах, которые в начале пути может иметь молодой фотограф. Так было у меня и я не смогла найти более опытного коллегу, который поделился бы, какие ошибки лучше не совершать. Но сейчас я рада, что получила тот негативный опыт, потому что, когда все наладилось и положительные эмоции пришли на смену разочарованию первых неудач, я смогла оценить, как много приобрела, пройдя через это.

Интересно, что в тех немногих, и преимущественно англоязычных книгах по fashion-фотографии, которые я смогла найти в продаже, или в статьях, которые я встречала в интернете, авторы-фотографы по непонятной причине поддерживают восхищенное отношение к модельным агентствам, в то время как модельная индустрия по рассказам самих девушек, некоторых стилистов и поведению агентов далека не только от идеалистичной, но и от человечески-уважительной в целом.

Мифы о модельных агентствах:


  1. Они разбираются в фотографии. Десяток агентств с мировыми именами имеют работников, которые действительно знают толк в хорошей фотографии, но все остальные часто не могут отличить божий дар от яичницы. Случаются приятные исключения, которые только подтверждают правило. Чем, спросите вы, это может быть опасно для фотографа? Прежде всего тем, что, если фотограф имеет хороший уровень работ (по свету, композиции, цвету, стилистике и т.д.), но еще ни разу в жизни не фотографировал моделей из агентств, очень мало агентов смогут увидеть потенциал в его фотографиях, где задействованы (при всем уважении) немодельные лица. Почти невозможно доказать, что замени только девушек на фотографиях - у вас есть совместное будущее. Кроме того, понимание уровня фотографии играет роль, когда вы тратите на ретушь одного изображения неприличное для вашего здоровья количество времени, но никто этого в итоге не оценит, так как из вчерашней выборки, которую вы отправили агенту только для предварительного просмотра, оказывается сегодня уже все выложили без ретуши на сайт (потому что время - деньги). Как-то в интервью агента из одного известного российского модельного агентства я прочитала, как она восхищается скоростью работы некоторых фотографов и ценит быструю и качественную ретушь. В моем понимание быстро - это неделя, если у вас есть еще другие фотосессии в очереди. А в ее: "она [сьемка] закончилась где-то в 12, и в час ночи он мне прислал готовую съемку – 20 фотографий. И уже обработал, и все разные, и все как на подбор..." Ну что тут можно добавить? Ретушь за час - и вы на коне! К сожалению, все, что волнует большинство агентств и это диктует все их действия - чтобы модель выглядела "модельно", то есть, чтобы она показала все, на что способна, и, если кому-то удалось это запечатлеть (неважно, как и какими средствами), но без создания сильной фотографии, выберут именно это изображение, а не просто красивый или глубокий портрет девушки.

  2. Модельные агентства ценят фотографа и его время. Единственное, что ценят модельные агентства - это деньги и статус. Модельный бизнес - это прежде всего бизнес, и тот факт, что в некоторых местах он пересекается с именами великих моделей и фотографов, которые вместе создавали настоящее искусство - лишь приятный побочный эффект. Иначе как объяснить, что большая часть модельных агентств не платит за услуги фотографов и стилистов? Вас будут пытаться использовать вдоль и поперёк, даже если поймут уникальную ценность ваших работ. Вам будут предлагать моделей, которые вам не интересны, но которым очень нужны новые фото, не давать тех, кто вам нравится, требовать фотографии на следующий день, даже если вы четко обозначили сколько времени вам нужно, чтобы выполнить качественную работу. Что касается времени фотографа, то оно также не имеет для агентств большого значения: если вам хотят отказать, то, в лучшем случае, вы узнаете об этом последним. Или, если в какой-то момент переговоров о сотрудничестве сторону агентства перестали устраивать ваши условия, скорее всего, вам просто не станут отвечать на письма. Чтобы понять, что фотограф может быть крайне полезен какому-то определенному агентству, и выведет их моделей на новый уровень, нужно мыслить глобально и быть дальновидным стратегом, а такие агенты долго не задерживаются в плохих агентствах, с которыми часто начинают работать молодые фотографы.

  3. Агентства работают профессионально. Это еще одно заблуждение. Столько раз, сколько модели из агентств не приезжали вовсе или опаздывали больше чем на час на фотосессии, не делал никто в моей жизни. Агенты то забывают связаться с моделями, то дают им не то время или день, то, сложив полномочия, не передают информацию преемникам, а иногда не получив подтверждения от девушек, почему-то решают, что они все поняли и оповещены о фотосессии. И все бы ничего, но особенно если дело касается очень юных моделей, они не дают никак контактов для связи. Сколько ни ругайся и ни проси - всё одно: сиди и жди - придет или нет. Подобные действия продиктованы якобы соображениями безопасности моделей. Только это совершенно не укладывается в голове вместе с фактов, что несовершеннолетнюю модель могут отправить в студию-квартиру к фотографу, которого агентство даже в глаза никогда не видело.

  4. Модельные агентства помогут карьере фотографа. Бывают исключения, но иногда агентства не в состоянии помочь карьере даже отдельно взятой модели, иначе столько бы способных девушек ни заканчивали свой путь, в самом его начале. Агентства не будут рекомендовать фотографа или вообще задумываться о том, что он может пригодиться кому-то из их профессиональных контактов, так как на него смотрят под вполне определенным углом. В этом смысле гораздо больший интерес представляют взаимоотношения с моделями. Если вы завязывайте с девушками из агентств средней руки хорошие и доверительные профессиональные отношения, завтра благодаря вашим работам их могут заметить другие, более серьезные, агентства и пригласить к себе - это случается довольно часто. И вот тогда дружба с моделью может помочь вам в сотрудничестве с лучшими агентствами.


Как бы грустно ни звучало развенчание мифов о модельных агентствах, они - важное звено в карьере портретного и fashion-фотографа. Не стоит идеализировать взаимоотношения с ними, но и не стоит недооценивать. Относитесь к сотрудничеству прагматично и беспристрастно. Держите перед собой образ конечной цели - вам нужны хорошие модели и доступ к ним без ограничений. Не старайтесь угодить агентству больше чем себе, потому что обычно это не стоит затраченных усилий и времени. Лучше сосредоточиться на новых фотосессиях и интересных проектах.

Если вы живете в городе, где много модельных агентств - это снимает напряжение, потому что не одно - так другое согласится с вами работать. Если вам доступны всего лишь несколько или пару модельных агентств, взаимоотношения с ними стоит выстраивать более осторожно.

Далее я привожу примерный план письма, который можно использовать при обращении в агентство:

"Здравствуйте! (Если не указано конкретное лицо, к которому вы можете обратиться по имени)

Меня зовут ... (ваше имя). Я портретный и fashion-фотограф из (ваш город).
Ссылка на сайт ваших работ.
Тел.

Хотел/ла бы сделать тесты с вашими моделями (если нет конкретных на примете; если вы указываете имя модели, то можно также в двух словах описать тематику будущей фотосессии или приложить ссылку на подборку вдохновения). Я работаю со своей командой стилистов/визажистов и провожу фотосессии как в студии, так и на открытом воздухе (этот пункт можно менять в зависимости от того, есть ли у вас команда стилистов или вы, например, снимаете только на улице).

Заранее спасибо за ответ.

С уважением,
(Ваше имя и фамилия)"


И еще несколько важных моментов:



  1. Лаконичность. Сделайте ваше первое письмо как можно короче и проще, но в уважительной манере. Агенты просматривают в день огромное количество почты и в том числе совершенно бесполезной. Никто из них не имеет ни времени, ни желания читать даже краткую биографию. Важно помнить, что все, что они должны вынести из вашего письма - это мысль о том, что они нашли подходящего фотографа. Этот критерий обычно определяют ваши работы и больше ничего.

  2. Важная информация. В своем первом письме в модельное агентство не стоит упоминать, как много или мало опыта у вас за плечами - решение об этом они принимают сами, когда видят ваше портфолио. Если вы сотрудничаете с визажистом и/или стилистом по волосам - вот об этом стоит написать, потому что тогда ваша работа выглядит более профессионально и привлекательно. Обязательно дайте ссылку на свой сайт. Если у вас пока нет сайта, не пишите об этом - на агентов, которые не любят вдаваться в детали, это производит нехорошее впечатление. Не стоит также давать ссылки на сайты типа 500px, Flickr или другие фотосайты - это тоже воспринимается негативно. Выберете свои лучшие 10-15 фотографий и прикрепите их к письму, сопроводив фразой вроде следующих: "В письме вы найдете примеры моих работ...", "Пока мой сайт находится в стадии разработки/смены дизайна, я прилагаю к письму примеры своих работ". Если у вас есть своя студия или вы работаете как в помещении, так и на улице - напишите об этом. Вы можете также добавить к письму номер телефона для быстрой связи.

  3. Вежливость и правописание. Казалось бы, какие тривиальные вещи в наш бурный век - тем не менее, хотя сами агенты часто с трудом вспоминают элементарные правила письменной речи, грамотное и уважительное письмо не столько сделает им приятно, сколько продемонстрирует вас как серьезного и ответственного человека. Это важно! А почему именно мы узнаем из следующего пункта. Кроме того, если вам известно имя человека, который привязан к определенному электронному адресу агентства - обратитесь к нему по имени... Это старый психологический трюк, но работает он безотказно и по сей день. Не знаю, почему в последнее время стало модно не использовать имена людей, в сообщениях и письмах к ним, но в профессиональной сфере, особенно если вам что-то от кого-то нужно, хорошей службы это не сослужит. Называйте людей по именам и помните, что они пишутся с заглавной буквы. ;) Обращаясь в модельные агентства, используйте термины "модельный тест", "тесты", "тестовые съемки" или "тестовые фотосессии", так как формировка "съемка TFP" вызовет нежелательные ассоциации с бесплатным использованием моделей.

  4. Имидж - наше всё! Печальная правда современной индустрии фотографии, особенно fashion-фотографии. Ответственность, пунктуальность, доброжелательность составляют профессиональную репутацию фотографа. Но этого недостаточно... Не знаю, дошла ли эта тенденция до России и Восточной Европы, но в Америке и Западной Европе - внешний вид фотографа (особенно женщины), манера говорить, писать письма, модель телефона, дизайн сайта, цвет волос и ногтей - играют роль чуть ли не такую же важную, как и портфолио. Знаю, что звучит это просто чудовищно! Казалось бы, какая связь? Но для молодых фотографов - это новая реальность. Понятно, что Питер Линдберг может приходить на съемки в одной и той же, или в одинаковых, джинсовых рубашках, а Энни Лейбовиц - не расчесывать волосы, но это мэтры и с них такое никто и никогда не будет спрашивать. Внешний вид имеет значение, если агентство соизволило познакомиться с вами лично до того, как отправить первую модель к вам на тесты, и пригласило на встречу. Это будет также иметь значение всякий раз, когда вы работаете с моделью на самой съемке. Я даже проводила эксперименты: являлась на одну фотосессию в чем удобно, с непрокрашенными корнями волос, без макияжа и без маникюра, а на другую - выбирала стиль легкой небрежности и спортивно-деловой фасон одежды, натуральный макияж, новую стрижку и черный глянцевый лак для ногтей - все тут же менялось кардинально. В fashion- и рекламной фотографии все живут в мире красоты и хотят окружать себя красивыми вещами и людьми. Как это вышло - уже не важно, но никогда раньше личная харизма фотографа, его внешняя успешность, спокойная уверенность в себе и самоуважение, проявляющееся в том, что он следит за собой, не имели такого значения как сейчас.

  5. Условия сотрудничества. Если вам пришел положительный ответ и агентство заинтересовано в работе с вами, то лучше в общих чертах, но сразу, обозначить все важные моменты: сколько длится фотосессия, сколько финальных фотографий вы отдаете, сколько времени занимает ретушь, каким способом вы передаете изображения в полном разрешении (диск, флэшка, файлообменник). Кроме того, укажите, какую одежду должна взять с собой модель, если у вас нет стилиста по гардеробу, напомните про свежие натуральные маникюр и педикюр - эти само собой разумеющиеся вещи таковыми не являются, когда модели приходят с отслоившимся розовым лаком и небритыми ногами. Если вы хотите делать фотосессии для отправки в журнал - скажите об этом, потому что, если агентство опубликует фотографии на сайте до выхода номера журнала, вашу фотосессию могут прочту исключить. Не бойтесь отстаивать свои права - главное делать это спокойно и тактично.


Ну вот, пожалуй, и все на сегодня. Надеюсь, что рекомендации оказались полезными и помогут вам лучше сориентировать в мире модельных агентств.

В следующем выпуске я расскажу о работе с моделями и подписании модельных релизов.

Всем хорошей и продуктивной недели! :)

Комментарии

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
alixroca
23 ноя, 2015 18:33 (UTC)
Не знаю, к чему мне это, но было познавательно! Ненавижу эту самую модельную фотографию, но не изучив предмет "ненависти" нельзя полностью от него отворачиваться. Теперь многое стало ясно. Предвзят был, предвзят.
sunsandy
23 ноя, 2015 19:00 (UTC)
Спасибо, рада, что было интересно! :)
Модельная фотография бывает разная - это зависит и от фотографа и от модели в равной степени.
alixroca
23 ноя, 2015 22:01 (UTC)
Понимаю, что не фотография делает человека. На сегодняшний день все жанры настолько переплелись, что при ближайшем рассмотрении границы между ними стираются. Сколько людей, владеющих светописью, столько и жанров.
outlier_v
23 ноя, 2015 19:02 (UTC)
Как всегда - полезнейшая информация. Спасибо.
sunsandy
23 ноя, 2015 19:07 (UTC)
И Вам спасибо! :)
( 5 комментариев — Оставить комментарий )






Разделы блога


- Мои фотоработы
- Статьи по фотографии
- Прогулки по Нью-Йорку
- Для вдохновения
- Вопрос-ответ
- Библиотека фотографа




Привет! Меня зовут Вера. Я - портретный фотограф и автор этого блога. Он для всех, кто любит фотографию, ищет вдохновение и хочет узнать что-то новое о любимом занятии. Я всегда открыта для новых интересных знакомств и творческого сотрудничества. Пишите! =) photo@belyavskaya.com



Популярные статьи


- Самообразование фотографа: дорогу осилит идущий!
- Как я увлеклась фотографией...
- Фотография: Цветная или чёрно-белая
- 15 книг по фотографии



Личный Инстаграм



Творческий

Инстаграм




Интересно о
фотографии


- BigPicture. Новости в фотографиях

- Fototips.ru - Уроки и статьи о фотографии и обработке фото

- Photoindustria - статьи и уроки фотографии, школа фотографии, курсы и мастер-классы фотографов, обработка и ретушь фотографий

- Photographer.ru. Профессиональный ресурс о мировой фотографии

- ProPhotos. Журнал о фотографии и фототехнике №1

- ProPhotos.ru. Профессионально о фотографии

- RosPhoto.com. "Российское фото. Онлайн": признанные мастера, талантливые любители, школа фотографии

- ХЭ Фотожурнал. Крупнейшее в Рунете собрание статей о фотографии
Разработано LiveJournal.com