?

Log in

No account? Create an account

предыдущая запись | следующая запись

История фотографии. Возникновение изображения. К. Бажак

Я в полном восторге от этой книги – маленького, почти карманного, издания по истории фотографии – написанной легким, остроумным языком. Я прочитала её за полтора дня, пока готовила новою статью. Автор Кантен Бажак увлекательно рассказывает о первых пяти десятилетиях фотографии, начиная с опытов Ньепса, Дагера и Тальбота, подозревавшихся даже в колдовстве, завершая период упоминанием об изобретении стереоскопической фотографии и появлении случаев фотопиратства и проблем авторского права.

Конечно же, я знала, что временем рождения фотографии считается вторая четверть 19 века, а точнее 1839 г., но как мало было известно мне, что уже в середине века разразился настоящий фотографический бум, о котором в своих воспоминаниях иронично писал Надар, точно о современном мире: «Всяк, кого на то хватало, как бы он ни звался и кем бы ни хотел считаться, открывал свою фотографию. Свежеиспечённый писарь, которому недостало терпения дождаться должности казначея, тенор, выступавший в кафе, но ставший вдруг безголосым, привратник, затосковавший о чем-то художественном». Интересно, что бы этот неутомимый фотоэнтузиаст сказал о мобильной фотографии?

Читая книгу, я чувствовала, как в моей голове восстанавливались утраченные связи, складывалась картина того, как сильно прошлое фотографии связано с её настоящим и как знание об этом может помочь фотографу. Сегодня трудно представить, что были времена, когда фотография не считалась искусством, а только ремеслом или развлечением – она тихо стояла в тени своей предшественницы – живописи – и смогла подняться и претендовать на достойное место рядом с другими искусствами лишь после того, как в ней заметили коммерческую и научную ценность. Исторические факты, примеры, приведённые автором - это параллели с событиями мира фотографии нашего века и они удивительно точно указывают на те психологические качества, которые остались неизменными у людей, разделенных десятком поколений, но связанных увлечением фотографией.

Книга прекрасно проиллюстрирована, дополнена словарем фотографических терминов и отрывками из писем фотографов и статей первых фотожурналов.

Если бы мне нужно было выбрать и порекомендовать только одну книгу по истории фотографии, я бы точно назвала эту…


Оранжевая книга цифровой фотографии. Д. Рудаков

Об этой книге я узнала, когда проходила начальный курс фотографии почти десять лет назад. В то время она была, по мнению моего преподавателя, одной из лучших книг об основах цифровой фотографии. Я сразу купила ее, но прочитала только годом позже и поняла в ней далеко не все, в чем, по неопытности, винила автора. Но на самом деле, я страдала тем же расстройством, которое часто встречается у начинающих фотографов: меня не интересовало «как», а только – «что» я снимаю, то есть результат.

Люди приходят в фотографию по разным причинам. Одних привлекает сам процесс съемки (создания – фиксации – изображения) и такие фотографы знают обычно все мельчайшие технические нюансы, модели камер и оптики, читают обзоры фототехники или досконально знают химию и физику пленочной фотографии (если говорить о пленке). Нередко технически ориентированные фотографы сильно углубляются в свою область и делаются настоящими гиками техники фотографии, невольно забывая о художественной составляющей – позже из них получаются очень хорошие преподаватели теории фотосъемки. Вторая категория молодых фотографов, наоборот, привлечена эстетикой фотографии, и только ею, и подолгу страдает из-за пробелов в знаниях техники фотографии (работа камеры, экспозиция, студийный свет) – они проваливаются на элементарных вопросах. На естественном уровне им не интересны кажущиеся сложными и скучными технические аспекты, отсюда и возникает избегание их. (Конечно же, существуют и промежуточные состояния, но они меньше подходят для иллюстрации того, о чем я рассказываю.) Более того, однажды я встретила пример молодого, коммерчески успешного, фотографа, который в интервью утверждал, что знания экспозиции не очень-то нужны фотографам. Я была смущена таким мнением, гадая, как же сам фотограф умудрятся производить визуально-технически качественные изображения – но это, скорее, исключение из правил. В обоих случаях достичь мастерства возможно через баланс техники и художественности. Так вот, и я была тем молодым фотографом, кто в погоне за «красотой» игнорировал необходимость базовых – технических – знаний. И очень скоро это ударило по мне самым тяжелым образом: я «плавала» в вопросах экспонометрии, студийного света, цветовых пространств и т.д, и все время пыталась «сохранить хорошую мину при плохой игре» - ни моим работам, ни мне это уверенности, конечно же, не прибавляло.

Любопытно, как отсутствие интереса к предмету, особенно неизвестному ранее, точно даёт установку нашему мозгу игнорировать соответствующую информацию. То есть, даже умный человек, не желающий знать что-либо, при натужных попытках изучить это, скорее всего потерпит неудачу. И причиной, почему, прочитав первый раз книгу Дмитрия Рудакова, я так ничего и не узнала – было обычное отсутствие желания к пониманию, глубоко внутри себя – меня больше волновали вопросы композиции, психологии, творческого поиска. Я хотела в совершенстве разговаривать на чужом языке, не изучая сам язык. Когда техническая неграмотность стала безжалостно хлестать меня по лицу и позорить перед людьми, с которыми я работала (имея, на минуточку, 5-тилетний опыт в фотографии), я забила тревогу и опомнилась. Вот тогда-то «Оранжевая книга цифровой фотографии» раскрылась для меня во всех смыслах.

Я перечитала ее снова и вдумчиво, а потом еще раз, и уже теперь, переосмыслив, решила включить в свой обзор книг для фотографов.

Оформляя мысли о пользе книги для начинающих фотографов, я пыталась непредвзято оценить ее актуальность именно для тех, кто, например, ничего и никогда не знал о фотографии. Я все-таки читала ее, имея минимальные представления о фотографических процессах. С одной стороны, в век мобильной фотографии, наверное, почти невозможно найти того, кто НИЧЕГО АБСОЛЮТНО не знал бы о фотографии, но поскольку практика съемки на телефон не требует знаний экспозиции или теории света, уже с другой стороны, получается, что смартфон-фотографов, при всей их практике, нельзя причислить к тем, кто понимает и разбирается в технике цифровой фотографии.

Итак, к главным достоинствам книги отнесу упорядоченный, структурный подход автора: читателя не бросают в чащу новых, пока непонятных, терминов, а прежде доступно рассказывают о том, чем вообще является само по себе занятие фотографией, и как достичь в нем успехов, если подходить с первых дней осознанно ко всем своим действиям, техническим и творческим выборам – это очень важно. Вообще, хорошая структура любого знания – это половина успеха обучения.

Небольшое введение в композицию фотографии идёт перед техническими главами, в которых автор доступно рассказывает обо всех основных понятиях:

·         устройство и работа цифровой матрицы
·         экспозиция кадра и гистограмма
·         баланс белого
·         форматы изображений
·         работа с RAW-файлами
·         выбор камеры, оптики и уход за ними
·         режимы съемки

Главы о постобработке занимают чуть больше трети книги и включают функции, которые раньше других могут понадобиться начинающему фотографу:

·         работа в RAW-конвертере (в главе о форматах изображений)
·         коррекция оптических искажений и кадрирование
·         коррекция тона и контраста (работа с кривыми и уровнями)
·         цветовые пространства и основы цветокоррекции
·         преобразование цветного в чб изображение и тонирование
·         управление резкостью и удаление муара
·         слои и маски
·         основы ретуши (удаление пыли и небольших дефектов)

Глава, посвящённая организации рабочего потока (photography workflow), начиная со съемки и отбора фото, заканчивая ретушью и резервным копированием, абсолютно бесценна, потому что именно с правильным, логичным, алгоритмом преобразования отснятого материала часто возникают трудности в самом начале занятия фотографией. Автор приводит также последовательность действий при постобработке.

Было приятно найти и прочитать главу о печати фотографий. Хорошо, что этот этап, хотя он часто и рассматривается фотографами «по желанию», и цифровые фотографии в основном просматриваются в электронном виде, все же включён автором в книгу как напоминание о дополнительных и, почти безграничных, творческих возможностях. Лаконичные описания основных видов печати, типов принтеров, чернил и бумаги помогли мне упорядочить случайные обрывки знаний о печати цифровой фотографии, так как я только пробовала ручную черно-белую печать и заказ снимков в фотолаборатории.

Минусом книги могу назвать пару страниц, посвященных портретной ретуши. Возможно, автор считает, что на начальных этапах любая ретушь кожи лучше, чем ее отсутствие, и это его право, потому что каждый справедливо отталкивается от собственного опыта, но мне кажется, что приведённая техника не столько действительно улучшает вид человеческой кожи, сколько является компромиссом для тех, кто уже ощутил на себе давление от работы с людьми. Модели и клиенты часто возлагают на фотографию нереалистические суеверные надежды о достижении долгожданного «совершенства». Я почти уверена, что, если бы не существовало психологического комплекса неполноценности в каждом человеке, проявляющегося частично в неадекватном недовольстве собственной внешностью, никогда не были бы изобретены фильтры и плагины для «замыливания» кожи, придающие фотографии «фальшивый» вид. Лучше плохой ретуши портрета, в моем понимании – полное отсутствие ретуши кожи как таковой. Если ваше фото выглядит гармонично по экспозиции, контрасту и цвету, даже «не идеальная» кожа будет восприниматься не браком изображения, а результатом творческого выбора, то есть натурально. Недостижимые стандарты красоты не должны становиться проблемой начинающего фотографа, это в перспективе обходится дороже для развития и роста, чем возмущение очередной капризной модели.

Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, приведу пример портерной ретуши, сделанной на автопортрете после первого прочтения книги и вариант ретуши альтернативным способом (сделанный позже), более натуральным, без искажения пиксельного слоя (фото открываются по клику/описание ниже слева направо 1, 2, 3, 4):

  1. Версия изображения без какой-либо постобработки (JPEG-файл после конвертации из RAW).
  2. Выполнена чистка изображения штампом (Clone Stamp Tool), пластырем (Spot Healing Brush Tool) и заплаткой (Patch Tool). Эти простые инструменты могут многое, хотя им не под силу влиять на сложные по цвету участки (например, остаточное покраснение кожи) и выравнивания, например, линии редких бровей (в случае их заметной разницы между собой и структуры).
  3. На этой версии фото поверх "механической" ретуши применен фильтр автора книги для смягчения грубой текстуры кожи: даже при осторожном использовании, теряется локальный контраст светотени на лице, при этом сохраняются «призрачные» следы (остатки) дефектов кожи. Мне кажется, начинающему фотографу нужно принять как неизбежное, но исправимое со временем, положение своего небольшого опыта в ретуши человеческой кожи и вместо согласия на компромисс с самим собой, как можно скорее искать альтернативные способы ретуши, которые сохранят текстуру кожи, работая только локально даже с самыми тяжелыми кожными проблемами. Ниже, после заметки, вы найдете ссылку на метод ретуши Олега Титяева, который в сочетании со здравым смыслом и чувством меры, дает замечательные результаты.
  4. Способом точечного воздействия на инвертированных слоях кривых через затемнение и высветление достигнут более естественный вид изображения (на отдельном слое кривых (Curves) также была выполнена легкая коррекция контраста и цвета).
*Я уже начала писать статью о своем способе ретуши фотографий, которая, надеюсь, в течении месяца будет готова.

Подводя итоги, скажу, что «Оранжевая книга цифровой фотографии» - это хорошее начало – понятное и легкое введение в технику фотографии и ретуши. После неё будет легче начать самостоятельное изучение отдельных тем – появится устойчивая основа для каждой из них. Пропустите мимо внимания год выпуска книги – цифры последних версий программного обеспечения и моделей камер, а также вес файлов, меняются чаще, чем кто-либо может успеть закончить очередную книгу о фотографии, но ее логика и основы практически неизменны.

Еще мысли по теме:
Олег Титяев. Ретушь портрета

что тут есть


- о блоге
- статьи о фотографии
- вопрос-ответ
- библиотека фотографа
- для вдохновения
- световые схемы


с радостью отвечу на вопросы о фотографии, а самые интересные сделаю темами новых статей
photo@belyavskaya.com
пишите! ☺


фотограф недели:
irving penn





избранные статьи


- о портретной фотографии и самовосприятии людей
- самообразование фотографа: дорогу осилит идущий!
- развитие видения фотографа
- цветная или чёрно-белая фотография?
- как начать работать со студийным светом
- портретная ретушь
- как сделать съёмку для журнала


фотоархив по годам


- 2017
- 2016
- 2014-2015
- 2008-2013


еще о фотографии


-cайт юриста по интеллектуальным правам ивана бардова: статьи по правовым вопросам для фотографов

- photographer.ru. - мировая фотография: история, критика, современность в статьях, интервью и обзорах

- fototips.ru - журнал о фотографии: новости, уроки и статьи

- blog.steblovskiy.ru: отличная подборка видео-уроков и статей по фотографии и видеосъемке

- photoindustria - теория и практика фотографии: работа со студийным светом, уроки ретуши, интервью с фотографами

- хэ фотожурнал: крупнейшее в рунете собрание статей о фотографии

- takephoto.ru - видеоуроки и статьи о цифровой фотографии

- фотомонстр: уроки фотосъемки и обработки
Разработано LiveJournal.com