?

Log in

No account? Create an account

предыдущая запись | следующая запись

Здесь также можно прочитать "Как я увлеклась фотографией... Часть 1. 2005 год"

Последние фотосессии, которые я сделала осенью 2005 года, оказались моими первыми неудачами в фотографии, выявившими истинный, и весьма низкий, уровень знаний и умений. Не могу сказать, что это охладило интерес к творчеству, скорее, поставило меня в тупик перед рядом неразрешимых самостоятельно, именно в тот период, проблем. Снова наступила пауза... Но теперь уже в фотографии и продолжилось затишье в живописи. В начале нового 2006 года я обратилась к моему третьему увлечению - психологии. В институте я делала определённые успехи, правда, это больше выражалось не в оценках, а в сфере творческих заданий и практик. У меня накопился некоторый багаж собственных разработок. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" опубликовал мою первую статью по психологии. Поэтому, чтобы всё-таки продолжать хоть какое-то движение впёред, я решила развиваться именно в этом направлении, полагаясь на рассудительность времени и естественное взросление.

Чтобы не разочаровать читателей, я сразу хочу пояснить, почему заостряю свое внимание именно на этом отрезке времени... При вполне справедливом предположении о том, что данная сфера, на первый взгляд, имеет мало общего с искусством, в действительности же, она оказала огромное влияние на моё дальнейшее развитие, как в фотографии, так и в живописи. Кроме того, психология дала мне разнообразный опыт человеческих взаимоотношений и знаний об этих отношениях, эффективном общении, понимании внутреннего мира человека, его эмоций, понимание психологического аспекта творчества, механизмов мышления и его реализации с помощью воображения и бессознательных проекций - столь важных для успешной работы фотографа, в частности, портретного.

Так как форма моего обучения в институте была чем-то средним между дневным и заочным отделениями, то есть занятия проходили один раз в неделю, по субботам, я устроилась на полную ставку психологом в школу. Очень неожиданный поворот событий. И не для кого, естественно, не секрет, как обстоит ситуация с госфинансированием средней образовательной школы в России. Оно оставляет, мягко говоря, желать лучшего, поэтому работа стала для меня не источником  заработка, а исключительно полем профессионального саморазвития и реализации. Найти молодого специалиста с высшим образованием, готового питаться исключительно пищей духовной, очень трудно, и современная школа, хотя это и считается нарушением, охотно берёт на работу студентов, которым нужна практика и стаж в трудовой книжке. Не буду углубляться в подробности моих рабочих будней, а лишь поделюсь теми аспектами, которые оказались в дальнейшем полезными для фотографии...

Очень точно однажды написал об этом великий русский писатель Константин Георгиевич Паустовский, но только в контексте поэзии и прозы:

"Насколько более величественной стала бы любимая поэтами тема звёздного неба, если бы они хорошо знали астрономию.
Одно дело - ночь с безыменным и потому недостаточно выразительным небом, и совсем другое дело - та же ночь, когда поэт знает законы движения звёздной   сферы и когда в воде озёр отражается не какое-то созвездие вообще, а блистательный Орион.
Примеров того, как даже самое незначительное знание открывает для нас новые области красоты, можно привести много. У каждого в этом отношении свой опыт."

Эта цитата взята мной из рассказа писателя о своем коллеге - другом выдающемся русском писателе Михаиле Пришвине, который обладал невиданной силой слова, подкрепленной глубокими познаниями о природе и всех процессах и явлениях в ней происходящих, красотой и искренностью которых он восхищался. И действительно, если вспомнить, например, о фотографах-пейзажистах или натуралистах, их творчество невозможно без детального изучения и использования знаний о том, что  или кого они запечатлевают. Когда просыпаются те или иные птицы и звери, где они обитают, каковы особенности их характера и циклов жизни - все это и многое другое принимается во внимание при фотосъёмке и в период её планировании. Более того, порой эти знания жизненно необходимы, так как пренебрежение ими может очень дорого обойтись невнимательному фотографу и его здоровью. Уже много лет развивается такая отрасль психологии как зоопсихология. Из приставки сразу становится понятна её предметная направленность. Накопленный опыт  непосредственным образом используется при создании портретов животных. То есть, вырисовывается вполне определенная картина - навыки, умения и профессионализм фотографа не заканчиваются приобретением и закреплением исключительно технической базы, они с этого только начинаются. Но назвать стержнем, вокруг которого всё закручивается и формируется, их тоже нельзя, так как техника, в широком смысле, это лишь средство, а не цель. Фундаментом же служит как раз не рациональное зерно, а субъективное, эфемерное - любовь к природе, виденье и т.д. Таким образом, фотографические знания не являются для фотографа определяющими, лишь первоначальными.

И чем, с данной точки зрения, позиция фотографа-портретиста отличается от других категорий фотографов? Очень малое количество авторов в настоящее время привлекает внимание своих аудиторий к психологическому аспекту портретной съёмки. А ведь вопросов об этом звучит достаточно. Мастер-классы, на которых, к примеру, присутствовала я сама, преимущественно, вне зависимости от заявленной темы, рассматривают композицию кадра или работу со светом и студийным оборудованием, постобработку, критерии выбора моделей и т.д. и тому подобное, но не тонкости взаимодействия с человеком, с портретируемым. Причины могут быть разными - от нежелания раскрывать авторские секреты до мало убедительной личной позиции фотографа в том, что особенности характера человека не важны для конечного результата. Самый распространенный на сегодняшний день вопрос "Как вы работаете с моделью?" не находит прямого и развернутого ответа. Некоторые начитают демонстрировать, как ставить девушку относительно фона и источника света, а кто-то произносит контрольные фразы типа "я просто слушаю свой внутренний голос и поступаю по ситуации" (совершенно пустые слова, кстати говоря, не раскрывающие ровном счётом ничего). Но в портретной фотографии почти 80 процентов успеха и выразительности образа зависят именно от знания многогранной и сложной психологии человека. Без них фотография не только становится невнятной, мало убедительно, но и откровенно неискренней, а порой и вовсе лживой. Часто проблему подобной невыразительности портретов интерпретируют неверно и пытаются компенсировать изысками освещения, макияжа, одежды, внешней привлекательностью. От этого возникает мнимое ощущение яркости образа. В действительности же - это иллюзия, сродни той, которая появляется у простого обывателя при взгляде на "творения" уличных псевдохудожников, мол, вот он - настоящий портрет.

Иными словами, портретный фотограф должен изучать психологию человека как общую, так и отдельных групп и категорий людей: женскую, мужскую, возрастную от детской до психологии людей пожилого возраста. Но мало обладать лишь набором чистых знаниями, процесс создания портрета - это не столько фотографический процесс, сколько процесс, с позволения сказать, эффективного общения. Здесь самым важным становится - доверие. Только расположив к себе человека, возможно максимально целостно и ярко раскрыть его внутренний мир, поднять некую проблематику, создать настроение. Но доверие невозможно само по себе, просто так, особенно с мало знакомым человеком. Важно уметь слушать и слышать, вести открытый диалог, чувствовать человека всем сердцем, правильно и в нужный момент задавать вопросы, сохраняя такт и уважение к границам личного психологичского пространства собеседника. Все это - огромный труд, который не имеет конца, так как мы учимся всю свою жизнь, и продолжается долгие годы. Но титанические усилия стоят того.

Таким образом, мысль о том, что творец (художник, в широком смысле, вне зависимости от сферы деятельности) должен хорошо знать предмет и объект   своего творчества, больше не вызывает сомнений.

В качестве педагога-психолога в мои функциональные обязанности входило множество видов деятельности: диагностика, консультации, тренинги, работа с учащимися, родителями и учителями, просветительская психологическая деятельность и многое другое. Но самым ценным оказалось именно взаимодействие с тремя перечисленными категориями людей, так как характер этого взаимодействия оказался напрямую связан с навыками, необходимыми для плодотворной работы фотографа и модели. (Маленькое отступление - здесь и далее по тексту словом "модель", для удобства повествования, я буду называть портретируемого, как в живописи - натурщика, вне зависимости от его профессии)

Главная отличительная черта такого общения: психологу, как и фотографу, для положительного конечного результата необходимо установить эмоциональный контакт, так сказать, заслужить доверие и расположение собеседника. Скованность и замкнутость подростка на консультации очень похожа на состояние модели, которая впервые оказалась перед камерой, не важно - была ли это её инициатива или же просьба позировать исходила от фотографа. Недоверие, пренебрежение, а порой и откровенное отрицание авторитета и профессионализма психолога/фотографа по причине возраста, пола или личного опыта очень  свойственно родителям, учителям, а также некоторым моделям, особенно если они считают себя кем-то большим, нежели просто интересными кандидатурами для фотосессии, и большинству заказчиков, которые действуют исключительно по принципу "клиент всегда прав". Но к сожалению, как и в большинстве сфер жизни, так и в фотографии, это правило часто не работает.

Поэтому следующими практическими навыками становятся: умение обходить  "острые углы", располагать собеседника к общению, открытому разговору, разрешение конфликтных ситуаций, тактичное, но твёрдое отстаивание своих профессиональных интересов и позиций, защита от психологического манипулирования, сопереживание - всё это одинаково полезно для работы с клиентом на психологической консультации и фотографа и модели на съёмке.
Не менее важными оказываются полученные в группах, будь то тренинги или другие формы коллективной работы - умения организовать деятельность нескольких человек (если, например, для съёмки приглашены 2 и более моделей и группа других специалистов: ассистентов, стилистов и т.д., и чтобы то ни было, фотограф всегда главный, но нужно ещё уметь отстоять свою лидерскую позицию, так как почти каждый из участников процесса отводит эту исключительную роль себе), создание правильного эмоционального настроя, умение помочь человеку (читаем "модели") расслабиться или хотя бы уменьшить нервное напряжение. Кроме того, если планируется создание некоего образа, в который нужно вжиться и прочувствовать, как это делают актеры, репетируя новую роль, то участие фотографа должно быть самым непосредственным, он должен уметь не только ясно объяснить свои идеи, но и найти способы вовлечения, интеграции личности модели в характер героя - этому я училась на ролевых тренингах, когда детям предлагалось лучше понять, например, поведение учителя или родителя путем игрового перевоплощения.

Конечно, многое в то время давалась так же нелегко, как в фотографии, что-то и вовсе не получалось, но были и настоящие победы - в любом случае, я рада и положительному, и отрицательному опыту, так как отрицательный опыт - тоже опыт.

В 2006 году, не смотря на общее фотографическое бездействие, которое я упомянула в начале заметки, всё же было несколько неуверенных попыток вернуть к творчеству. Но они вновь не увенчались успехом. С моей первой зеркальной камерой,  которую я приобрела осенью 2005 года, общий язык так и не был найден, а точнее, как не снимала она в режиме макро, так и продолжала себя вести. Я начала даже подумывать о возврате к своей "продвинутой" Konica, как вдруг, точно в ночь с 31 декабря 2005 года на 1 января 2006 фотоаппарат падает на пол, внутри происходит какое-то повреждение и всё: изображения нет, зум остается зафиксированным в крайнем положении. "Почему бы не сдать в ремонт?" - напрашивается совершенно  резонный вопрос. Только не для меня. Уже не вспомню причину, но до ремонта я так и не дошла.

Вместо этого, в апреле я решила купить себе первый в жизни сменный объектив, который мне помогал выбирать не внушающий доверия работник фотомагазина, а точнее, фотолавочки в одном из московских торговых центров. Было это примерно так:

" - Здравствуйте! Мне нужен объектив, которым можно снимать макро, покрупнее. Но денег у меня немного..."

Какой вопрос, такой и ответ. Правда, в первый момент я безумно обрадовалась, потому что модель, которую мне предложили оказалась ещё и с переменным фокусным расстоянием, но этого словосочетания я пока не знала, и только тихо  ликовала, что у меня снова есть зум: SIGMA AF 70-300 mm F/4-5.6 DG MACRO для Canon, 4000 руб.

Сделав несколько пробных снимков, я расплатилась и отправилась домой. Впереди меня ждало ещё одно разочарование. Объектив практически не наводился на резкость в крайних фокусных положениях - это была катастрофа, так как режим макро в нужном мне масштабе был доступен лишь на отметке 300мм.

Снимать в этот период я пыталась, но технические безгармотность вдохновению не способствовала, а позже, в порыве острой самокритичности почти все фотографии я стёрла, поэтому показать могу совсем немного.



Одним же из ярчайших событий того года стало моё первое в жизни путешествие на море в рамках программы "Всероссийской недели школьной психологии", которая проходила ежегодно в октябре в замечательном Черноморском городе Туапсе, в детском лагере "Орлеёок". Моему счастью, восторгу и упоительному чувству внутренней гармонии и благодати не было предела. Таких эмоция я не испытывала никогда раньше. Разве что, любовь могла сравниться по силе. Словно мне открылся удивительный и совершенно невероятный волшебный мир. Здесь на недолгих четыре дня я обрела настоящий душевный покой и вдохновение. Первым же оказался и полет на самолете - до Краснодара и обратно в Москву. Вид Земли с такой огромной высоты произвел на меня поистине сильнейшее впечатление - именно этого не хватает в моменты творческих простоев.


К концу года я безумно устала от изматывающего режима работы в школе, потому что мой день не заканчивался 8-ю часами: дома, вечерами, я готовилась к занятиям, консультациям, обрабатывала результаты диагностик, опросов, тестов, старалась выполнять задания по программе института, готовилась к сессиям - поэтому в декабре 2006 г. я уволилась.

И чтобы так грустно не заканчивать историю второго года творческого пути, скажу, что это были последние месяцы моего фотографического одиночества и вакуума - 2007 год оказался для меня переломным, годом информационного прорыва, новых знакомств и первых ОСОЗНАННЫХ шагов.

Продолжение следует...


что тут есть


- о блоге
- статьи о фотографии
- вопрос-ответ
- библиотека фотографа
- для вдохновения
- световые схемы


с радостью отвечу на вопросы о фотографии, а самые интересные сделаю темами новых статей
photo@belyavskaya.com
пишите! ☺


фотограф недели:
william egglestone





избранные статьи


- о портретной фотографии и самовосприятии людей
- самообразование фотографа: дорогу осилит идущий!
- развитие видения фотографа
- цветная или чёрно-белая фотография?
- как начать работать со студийным светом
- портретная ретушь
- как сделать съёмку для журнала


фотоархив по годам


- 2017
- 2016
- 2014-2015
- 2008-2013


ещё о фотографии


-cайт юриста по интеллектуальным правам ивана бардова: статьи по правовым вопросам для фотографов

- photographer.ru. - мировая фотография: история, критика, современность в статьях, интервью и обзорах

- fototips.ru - журнал о фотографии: новости, уроки и статьи

- blog.steblovskiy.ru: отличная подборка видео-уроков и статей по фотографии и видеосъемке

- photoindustria - теория и практика фотографии: работа со студийным светом, уроки ретуши, интервью с фотографами

- хэ фотожурнал: крупнейшее в рунете собрание статей о фотографии

- takephoto.ru - видеоуроки и статьи о цифровой фотографии

- фотомонстр: уроки фотосъемки и обработки
Разработано LiveJournal.com