?

Log in

No account? Create an account

предыдущая запись | следующая запись




Уважаемые коллеги, прошу откликнуться вас в комментариях к этой публикации, так как, наверное, с каждым может произойти то, что случилось со мной или ранее уже был такой негативный опыт.

Помимо творческих съёмок многие фотографы, естественно, делают фотографии на заказ, то есть на коммерческих условиях. И с этого момента идёт отсчет не только человеческих взаимоотношений фотограф-портретируемый, но и фотограф-клиент. И уж насколько порой и без отягощения деньгами могут быть сложными эти самые взаимоотношения, то стоит ли говорить о подводных камнях, когда затрагивается сфера услуг.

У меня есть разный опыт общения с клиентами, категорией потенциальных заказчиков фотографа, и скоро об этом можно будет писать целую статью, а лет через пять - книгу, так как, перефразируя классика, с адекватными людьми всё понятно, а неадекватность у каждого проявляется по-своему. Были те, кто, подобно самодурам, требовали "сделайте мне красиво и дайте больше секса", были другие, кто навязывал свои "нетривиальные" идеи и задумки, третьи требовали оригиналы, так как "слышали, что они тоже должны входить в стоимость", были даже такие, кто угрожал физической расправой посредством "папиков" и "серьёзных друзей", если не уберу фотографии из Интернета, хотя до съёмки данный вопрос решался вполне однозначно, так как всем клиентам я с самого начала озвучиваю, что я принимаю заказы только в том случае, если смогу использовать свои собственные работы. Если человек сразу против, то это уже вне
сферы моих услуг. Но сегодня речь не об этом...

В последние два дня я получила новый опыт и узнала новую сторону взаимоотношений с клиентами...


Это вопрос цены! Сразу хочу сделать ремарку... Для кого-то много 100 долларов за 10 фотографий, для кого-то приемлемо 1000 $ за 1 - это не только вопрос материального достатка, но и наличие/отсутствие позиции "а чё трудно что ли пофотать? Чё так дорого- то?" С такой точки зрения и хлеб, и масло, и норковая шуба будут находиться в одной категории. Кроме того, вопрос ценообразования стоимости услуг в интеллектуальной и творческой сфере, на мой взгляд, не подлежит обсуждению, так как нет объективных критериев их оценки, кроме, разве что, количества астрономических часов, потраченных на подготовку к фотосессии, проведение самой съёмки и постобработку. Здесь, как говорится, хозяин-барин. Есть фотографы, которые снимают подешевле, но делают много съёмок в месяц, есть те, к этой группе отнесу себя, кто снимает реже, но дороже - это лишь вопрос личного предпочтения, каждый поступает, как ему удобнее.
Но, как бы то ни было, до вчерашнего дня я ещё ни разу не сталкивалась с изощренным, наглым и хамским давлением и попытками торга в этом вопросе. Были у меня ситуации, когда люди честно и откровенно говорили, что для них сейчас дорого, но им так нравятся мои работы (и я знаю, что это не уловки, всё это было искренне), что они деликатно просили немного снизить цену.
Я всегда шла и иду на встречу...

Но когда в ответ на твой прескурант, человек обнажает свои истинные намерения, а именно желание сняться вообще бесплатно да ещё прибегает к методам психологического манипулирования, давления и оскорблений - это переходит всякие границы.

Пишет мне женщина и к прилагает к письму свои фотографии...
* Знаками <> обозначила в тексте переписки авторские комментарии.

Клиент (20 июля 16.20):
Вера, добрый день! Меня зовут К., живу в НЙ, как и вы. Решила вам написать после просмотра вашего сайта, нашла вашу инфу на Р.Р. Очень хочу фотки хорошего качества, работала с несколькими фотографами и в России, и тут, но мне не очень понравилось..., я себе на них сама на себя не похожа, а хочется нормальных фоток, класного качества, чтобы не стыдно было куда-то выставить, друзьям показать, любимому, и в старости посмотреть на то, какая я была в молодости:))). Я потрясена качеством исполнения фотографий, так нежно и трогательно, обалдеть! Я заметила, что фотографии больше портретной, а вы заинтересованы в "рассказе историй" через фотографию? Мне кажется, было бы интересно, много можно было бы идей накопать. Прилагаю несколько своих фоток, посмотрите, мне кажется, я довольно фотогеничная, ну и так, так сказать, заочно познакомиться:)))). Скажите, сколько стоит портфолио у вас, какие вообще расценки? А пары вы снимаете? Можно было бы мне с мужем прийти? Напишите как сможете, хорошо?

Всего самого доброго и позитивного!

К.


Фотограф (20 июля 17:49): Здравствуйте, К.!
Спасибо, что написали. Мне очень приятно... =) Рада, что Вам понравились мои работы.
И хорошо, что Вы приложили к письму свои фотографии - так намного лучше
знакомиться
<честно, не знала, как ещё реагировать на данное обстоятельство>.
Вы правы, в портретной фотографии я придерживаюсь своего собственного подхода,
стараясь не только показать внешнюю красоту человека, но и раскрыть его личность - это очень важный момент. Думаю, каждый человек воспринимает себя целостно и не хотел бы отражения лишь одной из своих сторон. Интересный сюжет или небольшая история также помогают раскрыть внутренний мир. Поэтому каждую из съёмок я стараюсь сделать неповторимой, придумать оригинальную идею, которую больше никогда не использую с другим
человеком.

Я провожу несколько видов портретных фотосессий:

<далее я привела список расценок на несколько пакетов услуг. Сразу поясню, что нью-йоркские границы по стоимости работы фотографа разительно отличаются от московских. Это вопрос был изучен мной подробно. Привожу цены в среднем по городу, которые и указала клиенту: портрет от 400 $, съёмка в стиле fashion (не для журнала) от 500 $, модельные тесты от 500 $, фотосессии пар (love story) от 700$, свадьбы от 3000$ до бесконечности, но свадьбами я не занимаюсь.>

Более детально все вопросы можно было бы обсудить при личной предварительной
встрече.

Какую фотосессию Вам хотелось бы заказать?

С уважением,
Вера


Клиент (20 июля 18.08): Вер, а вы не делаете фотографию ТFP? Если честно, не думала, что такие расценки...я работала только по ТFP раньше, т.е. фотограф мне делал фотографии, но потом их мог где-то использовать(ну там, у себя на сайте, где-то на выставках, и т.д). Просто скучно было с теми, с кем я работала, как-то одно и то же у всех, и, как я вам рассказывала раньше, я себе там не нравилась вообще...не я, и все тут. Может, можно будет с вами договориться на ТFP? Я согласна на их использование где-то вами, и фотографий может быть меньше, не обязательно 10-12. Может, если вас саму увлекут идеи, которые я вам предложу, вы согласитесь на такую форму работы, ведь вы, как художник, постоянно ищете образы, которые вас могут вдохновлять, а я смогу вам, возможно, в этом помочь.
Давайте попробуем договориться?

К.


Фотограф (20 июля 18:32): К., иногда я делаю творческие фотосессии. TFP - это несколько иное, чем личный фотопроект, поэтому на таких условиях я предпочитаю не снимать.
Понимаю Вас в вопросе расценок... =)
Но когда человек видит на моём сайте или в других интернет-портфолио мои работы, он, прежде всего, видит результат определенного труда, больших усилий, затрат времени, психологических и физических ресурсов. И, наверное, справедливо было бы, чтобы именно такой труд оплачивался так же, в какой степени и с какой отдачей он делался.
Суммарно работа над одной фотосессией очень часто занимает несколько недель, включая все этапы подготовки к съёмке, саму фотосессию и постобработку - это очень большой срок...

С уважением,
Вера


<Ещё одно уточнение. Я давно уже заметила, что понятие TFP интерпритируют кто как хочет. Хотя, наверное, значение-то у него только одно правильное. Насколько я разбиралась в данном вопросе, подобная форма работы была создана для урегулирования взаимоотношений не с фотографом, а с профессиональной моделью (той, которая снимается за материальное вознаграждение), когда за именно её время, которое в обычных условиях оплачивается, предлагаются снимки фотографа, если, по бог знает каким причинам, всё это ей интересно.>

Клиент (20 июля 21.07): Вер, я вас понимаю, конечно, я знаю, что это колоссальный труд. А если я захочу меньше фотографий, тогда можно с вами договориться на меньшую сумму? Все-таки кризис сейчас, и я пока только учусь, не работаю. С вами можно договориться? А то может и в будущем мне могут понадобиться ваши услуги? И как вообще происходит сам процесс оплаты: все сразу, сначала половина, а после сьемки-еще половина или же оплата после фотосессии? И существует ли какой-то договор между мной и вами, который подписывается, что, мол все чин-чинарем, вы получаете деньги, а я-фотографии, что никто никого не обманет? Я подписывала договор, когда делала ТФП с фотографами, и все было честно, никто не был обманут:). Ответьте, буду признательна, и оттуда уже будем плясать.

Фотограф (20 июля 22.37): К., боюсь, у нас с Вами разные взгляды... Я чувствую, что Вам не настолько нравятся или нужны портреты, сделанные мной. Поэтому, каждый из нас останется на своей позиции. Или же, если хотите, можно дождаться лучших времен, тогда буду рада принять от Вас заказ на фотосессию.

С уважением,
Вера


Клиент (21 июля 00.34): Вера, здравствуйте еще раз. Я не понимаю вашу позицию: почему вы так говорите, что мне не настолько нужны ваши портреты или что мне они не достаточно нравятся? Просто цены вы заламываете заоблачные(до вашего ответа я уже пообщалась с другими фотографами, и нашла не то, что дешевле, да и еще вообще бесплатно делают), да еще и с клиентами потенциальными общаться не очень-то умеете, насколько я поняла, не умеете входить в положение, и договариваться. И так и не ответили мне насчет оплаты, я вас конкретно спрашивала, как производится оплата. Да уже и не важно, вообщем-то. Судя по тому как вы раговариваете, работать с вами не хочется. Вам действительно надо подкорректировать своё отношение к клиентам, а не сводить все к "баблу," понимаете? У вас еще какие-то совковые представления о бизнесе: надавлю, и все равно товар "схватят." Тут в Америке все по-другому, вся сфера услуг вращается вокруг клиента и его предпочтений. Да, фотографии у вас высокого качества, но вот оригинальности-ноль, одно и то же везде, одни и те же выражения лиц. И как вы утверждаете, что никогда не повторяете ни с одним клиентом одни и те же образы???? Я хотела с вами действительно что-то придумать оригинальное, но после вашей фразы "как наступят лучшие времена-так и обращайтесь," стало попахивать образом "material girl." Говорить больше не о чем.

Вот такая переписка!

И краткое резюме:

• Честность. Если хочется посниматься бесплатно, неважно по какой причине, так и напиши - это будет искренне. Зачем прятать истинные намеренья за вопросом о расценках, но при этом, как бы между прочим, прилагать фотографии, с тайной надеждой заинтересовать и вдохновить фотографа, который вместо прейскуранта предложит творческий проект и роль музы.

• Учёба, кризис, конец света или ещё какое неприятное обстоятельство не оправдывают нахрапистости и хамства, а, тем более, не являются достаточным основанием для требований снизить цену или сделать всю работу вообще бесплатно.

• В сознании большинства людей работа фотографа - это сущий пустяк, поэтому не должна стоить много.

• Каковы бы ни были расценки, условия и прочие детали подобных товарно-денежных отношений, люди должны оставаться людьми и не опускать до оскорблений...

Темы:

Комментарии

( 103 комментария — Оставить комментарий )
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
fodimania
21 июл, 2011 16:11 (UTC)
"В сознании большинства людей работа фотографа - это сущий пустяк, поэтому не должна стоить много." - по мнению большинства людей это вообще должно быть бесплатно и они не могут понять за что там вообще платить?!
sunsandy
21 июл, 2011 16:13 (UTC)
Совершенно верно! Именно так эта дама и считает...
(без темы) - fodimania - 21 июл, 2011 16:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sunsandy - 21 июл, 2011 16:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fodimania - 21 июл, 2011 17:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sunsandy - 21 июл, 2011 21:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alex3 - 22 июл, 2011 02:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sunsandy - 22 июл, 2011 03:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alex3 - 22 июл, 2011 09:48 (UTC) - Развернуть
holasoywanda
21 июл, 2011 16:31 (UTC)
с людьми работать - это совсем не просто, с клиентами - еще труднее.
со временем*/если это не врожденный талант/ приходит умение "опознавать и классифицировать" и предвидеть ход развития событий.
с самого начала переписки тон девушки выдает ее настрой, с такими людьми - формальный тон и жесткие границы )
sunsandy
21 июл, 2011 16:42 (UTC)
Спасибо Вам большое за поддержку и совет! :)
Я тоже почувствовала ее напористость в первом письме, но думала, если что-то не устроит, а именно цена, то с ее стороны разговор просто прекратиться. Однако, я ошиблась. Впредь буду разборчивее и умнее...
evgenia_tm
21 июл, 2011 16:40 (UTC)
У меня, конечно, далеко не такой же опыт, как у вас, но я не один раз с этим сталкивалась.
Подозреваю, что в России заход издалека "сколько стоит, и вот мои фотки" значительно популярнее, чем в НЙ.
Тут у нас даже свадьбы пробуют требовать снимать бесплатно ))
Однажды был курьез - девушка посчитала, что "стоимость", указанная у меня на сайте - это то, сколько я ей заплачу за участие : )))
sunsandy
21 июл, 2011 16:49 (UTC)
Евгения, спасибо, что откликнулись... :))
Неужели?!! Не могу поверить, что Ваши цены приняли за вознаграждение модели! Бывает же такое! ))

Вы затронули очень важный аспект! Да, многие представительницы женского пола действительно убеждены, что могут осчастливить своей "красотой" каждого несчастного фотографа на их пути. И уж если кому и заплатят, то именно ей, этой непризнанной богине любви и красоты.
Я думаю, что героиню моего сегодняшнего рассказа задела не столько цена, сколько обстоятельство, что я проигнорировала ее как потенциальную великолепную модель.
Но скажу больше, что при подобной манере разговора, внешность не имеет никакого значения для меня! Красота или ее отстутсвие не оправдывают неуважение по отношению одного человека к другому...
(без темы) - evgenia_tm - 21 июл, 2011 17:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sunsandy - 22 июл, 2011 03:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chilavechik - 22 июл, 2011 14:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sunsandy - 23 июл, 2011 04:51 (UTC) - Развернуть
tohich_live
21 июл, 2011 16:49 (UTC)
вот здесь все отлично показано
http://youtu.be/5psiHtl5lfE
sunsandy
21 июл, 2011 17:00 (UTC)
Просто шикарно!!! В самую точку! :)))
Спасибо большое!
irina_agura
21 июл, 2011 16:55 (UTC)
На самом деле, вопрос не в том, кто какую работу считает пустяковой. Вопрос во внутренней культуре. Если человек - хам и халявщик, то это будет проявляться во всем.
Вера, не бери дурного в голову! К сожалению, невозможно не расстраиваться, когда натыкаешься на грубость, но нужно стараться абстрагироваться. Ведь такие люди обычно - энергетические вампиры. Им нужен конфликт, не более того!
sunsandy
21 июл, 2011 19:30 (UTC)
Ира, спасибо тебе! :)
Да, полностью согласна с тобой, что многое зависит от внутренней культуры... Или ее отсутствия.
Признаюсь, что такое у меня впервые, поэтому и такое удивление сильное и неприятное.
mikle_misu
21 июл, 2011 17:21 (UTC)
No money, no honey...
=)
alessa_white
21 июл, 2011 17:32 (UTC)
кошмар какой, мне захотелось дать ей в глаз))
(без темы) - sunsandy - 21 июл, 2011 18:54 (UTC) - Развернуть
photomauler
21 июл, 2011 18:09 (UTC)
Пожалуй, перепост.
sunsandy
21 июл, 2011 18:26 (UTC)
Женя, спасибо большое! :))
photomauler
21 июл, 2011 18:15 (UTC)
Пожалуй, поведаю свою историю. Заранее прошу прощения за нецензурность выражений, но всё в первозданном виде. Пишет мне девушка:
- Здравствуйте. Хочу у вас пофоткаться.
- Здравствуйте. Да, пожалуйста, <...> рублей.
- Что? Платно?
- Да.
- Да ты оху...ел. Вообще-то это ты мне должен платить за то, что я согласилась тебе позировать.
-...
sunsandy
21 июл, 2011 18:30 (UTC)
Ничего себе!!! Вот, свинья, тоже прошу прощения за грубости...
А гвоздей ей пожарить не надо?!
Очень часто эти люди сами ничего не создают, не производят, и не работают, поэтому даже предположить не могут, что за труд нужно платить...
(без темы) - photomauler - 21 июл, 2011 18:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pierwszy - 21 июл, 2011 18:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - photomauler - 21 июл, 2011 18:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sunsandy - 22 июл, 2011 03:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - photomauler - 22 июл, 2011 13:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mad_ghost - 21 июл, 2011 19:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sunsandy - 22 июл, 2011 03:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zhivoderova - 21 июл, 2011 20:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - photomauler - 21 июл, 2011 20:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sunsandy - 22 июл, 2011 03:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - eyesonly_ - 22 июл, 2011 13:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - photomauler - 22 июл, 2011 13:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - eyesonly_ - 22 июл, 2011 13:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - photomauler - 22 июл, 2011 14:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sunsandy - 23 июл, 2011 04:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - eyesonly_ - 23 июл, 2011 08:43 (UTC) - Развернуть
alenkiy1
21 июл, 2011 18:30 (UTC)
грустно все это, очень грустно... и, понятное дело, неприятно иметь дело с такими людьми, но это сплошь и рядом(
sunsandy
22 июл, 2011 03:52 (UTC)
Анечка, спасибо большое за поддержку... :)
Конечно, неприятно, но зато теперь буду научена.
pierwszy
21 июл, 2011 18:36 (UTC)
я бы как только первое упоминание ТФП было, перестал бы общаться.
sunsandy
22 июл, 2011 03:53 (UTC)
Точно! :) Спасибо...
Я как всегда надеялась на лучшее, то впредь буду объективнее.
redksu25
21 июл, 2011 18:47 (UTC)
жуть)) забей!)
sunsandy
22 июл, 2011 03:53 (UTC)
:) Спасибо, Вика!
koliberdinm
21 июл, 2011 19:02 (UTC)
ВЫбрось из головы. Таких "клиентов" еще много попадется, хотя удивительно, что в НЙ такое встречается.
mad_ghost
21 июл, 2011 19:52 (UTC)
ну судя по всему, как я понял из разговора девушка сама из России ) поэтому любовь к халяве у неё в крови ;)
(без темы) - koliberdinm - 21 июл, 2011 20:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sunsandy - 22 июл, 2011 04:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sunsandy - 22 июл, 2011 04:00 (UTC) - Развернуть
fotomak
21 июл, 2011 19:46 (UTC)
Со случаем сочувствую.
У меня было несколько подобных...первый так же в сети....с тем лишь отличием что я потенциально согласился с моделью при условии, что она заинтересует меня сюжетом, поработать бесплатно. В итоге барышня ничего не предложила, а лишь 3-4 раза писала словами "так что у нас ничего не получится?"....я ей отвечал цитатами о том что она мне должна предложить интересный проект....она умолкала, и через некоторое время опять...
Но это еще ничего...
Сильно меня покоробил случай в реале. Когда человек хамит в телефон это гораздо более неприятно чем читать его сообщения. Дамочка хотела заказать съемку юбилея какого-то политика (съемка только в ресторане). Для меня подобные съемки - ад. Поэтому и ценник назвал такой что бы не обидно было за убитое время....Как же она со мной торговалась! Перезванивала неоднократно, называла фамилии каких-то фотографов и их расценки...ужас в общем
sunsandy
22 июл, 2011 04:56 (UTC)
Вячеслав, спасибо... :)
Очень помогает поддержка коллег, осознание, что, если не все, то очень многие через это проходят, справляются и идут дальше.
Это Вы правильно с девушкой поступили, где же в итоге ее "гениальные" идеи оказались? Всего лишь очередная уловка в погоне за халявой.
А сравнения с прейскурантами других фотографов меня всегда особенно раздражает. Сразу хочется сказать, что думаешь на самом деле: "Что же к ним тогда не идешь?! Коли у них такие условия хорошие? Что от меня-то надо?" Но, конечно же, это все риторические вопросы, так - игра слов. Умом понимаю, что это еще одна их форм примитивных уловок-манипуляций.
Спасибо за истории.
wingwave
21 июл, 2011 20:09 (UTC)
Не печальтесь. :)) Некоторые "модели" считают себя неотразимыми и думают, что как только фотограф их увидит, то будет умолять снять её, а может ещё и денег заплатит. Поэтому, ваш оппонент и прислала свои фотографии сразу, чтобы сразить вас наповал своим великолепием. :)
На дураков не стоит обижаться. Улыбнитесь и всё.
Из личного: Снимаю театральные постановки. И тоже бывает, что сначала спрашивают сколько стоит (нам так нравится как вы снимаете и прочее...), а потом говорят "Мы подумаем". Причём цена вполне приемлема, на мой взгляд, 5-6 тыс.р. за сложный театральный репортаж и 3-4 дня постобработки - это не много. А ждут, очевидно, слов: "Для вас - бесплатно!" Был даже случай, когда директор одного из московских театров (малоизвестного) по телефону убеждал меня как выгодно иметь в своём портфолио спектакли его театра. И поэтому, я должен сделать всю работу бесплатно.
В таких случаях хочется спросить: "А вы на своей работе тоже за "спасибо" работаете?". :)
sunsandy
22 июл, 2011 05:19 (UTC)
Спасибо большое за Вашу поддержку и историю... :)
Вообще, подобное (я о поведении Ваших потенциальных заказчиках) - это форменная наглость. Хотя не удивлена, так как слышала, что некоторые уважаемые печатные издания на "удобных, то есть полезных для карьеры фотографа, условиях" предлагают проводить фотосессии. Когда впервые об этом узнала, была в шоке, но позже, к великому сожалению, пришла к выводу, что это скорее печальная статистика, нежели неприятные исключения. Так что, восхищена Вашей стойкостью и сама тоже не буду отставать.
Что же касается расценок, не мое право судить, но мне кажется, Вы мало берете за свою работу. Это слишком, если так можно выразиться, по-божески. Не верю, что у театра, даже самого затрапезного, нет лишних 7-10 тысяч на оплату услуг фотографа. В конце концов, кому больше все это нужно. Интересно, с актерами также поступают, а с гардеробщиками, уборщиками, билетерами, гримерами и т.д. Что-то слабо верится, что театр работает на честном слове и в кредит...
(без темы) - chilavechik - 22 июл, 2011 14:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sunsandy - 23 июл, 2011 04:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chilavechik - 23 июл, 2011 11:05 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
( 103 комментария — Оставить комментарий )

что тут есть


- о блоге
- статьи о фотографии
- вопрос-ответ
- библиотека фотографа
- для вдохновения
- световые схемы


с радостью отвечу на вопросы о фотографии, а самые интересные сделаю темами новых статей
photo@belyavskaya.com
пишите! ☺


фотограф недели:
william egglestone





избранные статьи


- о портретной фотографии и самовосприятии людей
- самообразование фотографа: дорогу осилит идущий!
- развитие видения фотографа
- цветная или чёрно-белая фотография?
- как начать работать со студийным светом
- портретная ретушь
- как сделать съёмку для журнала


фотоархив по годам


- 2017
- 2016
- 2014-2015
- 2008-2013


ещё о фотографии


-cайт юриста по интеллектуальным правам ивана бардова: статьи по правовым вопросам для фотографов

- photographer.ru. - мировая фотография: история, критика, современность в статьях, интервью и обзорах

- fototips.ru - журнал о фотографии: новости, уроки и статьи

- blog.steblovskiy.ru: отличная подборка видео-уроков и статей по фотографии и видеосъемке

- photoindustria - теория и практика фотографии: работа со студийным светом, уроки ретуши, интервью с фотографами

- хэ фотожурнал: крупнейшее в рунете собрание статей о фотографии

- takephoto.ru - видеоуроки и статьи о цифровой фотографии

- фотомонстр: уроки фотосъемки и обработки
Разработано LiveJournal.com