ЗАМЕТКИ О ФОТОГРАФИИ веры белявской (sunsandy) wrote,
ЗАМЕТКИ О ФОТОГРАФИИ веры белявской
sunsandy

Categories:

ФОТОАРХИВ ПО ГОДАМ: развитие видения фотографа 2016



Какое-то время назад я решила посмотреть свои работы разных лет. Мне было интересно вернуться к фотографиям, некогда сильно любимым. Время с их создания пролетело так быстро, что я искренне изумилась разнице прошлого и настоящего: как сильно изменились мои вкусы, видение и отношение к фотографии – все ошибки, удачные решения или странные творческие эксперименты пронеслись перед моими глазами. Стало очевидно влияние работ других фотографов – великих и не очень – копирование и следование их эстетике с целью заполнить собственную внутреннюю пустоту, свойственную новичкам. Вспомнились дни съемок, лица, разговоры, страхи, волнение – словно я заново познакомилась с самой собой или тем человеком, которым была когда-то, начиная заниматься фотографией. Из года в год, несмотря на подражание другим, стал потихонечку выкристаллизовываться собственный стиль – то, что было близко уже мне как фотографу, что привлекало и отвечало моим интересам. Подобная рефлексия из праздного развлечения превратилась в итоге в познавательное упражнение, которое, я уверена, окажется полезным для дальнейшего развития и становления индивидуального стиля.

После любопытного опыта, я решила удалить в журнале записи со старыми работами – многие из них, если ни все, потеряли уже свою актуальность. Кроме того, что-то всегда смущало меня в подобной публикации фотографий в ЖЖ, словно совершалась лишняя, двойная, работа, ведь все фотосессии можно было и так найти в Инстаграме или на сайте. Журнал стал представлять больший интерес как место, где можно было бы поделиться и обсудить мысли о фотографии, нежели хвастаться новыми съемками – поэтому я решила сделать одну большую запись «Фотоархив по годам», где каждый читатель мог бы посмотреть фотографии любого года, начиная с 2008, когда я пошла учиться в школу «Академия фотографии». Еще одна причина: мне тоже хотелось бы увидеть аналогичные фотоархивы других фотографов, чтобы узнать, как они начинали свой путь. Это, кстати, почти всегда возможно с художниками на примере сравнения их ранних и поздних картин. Замечательны в таком отношении Густав Климт и Клод Моне, которые так далеко ушли от классической школы живописи, что просто не верится, какие великие перемены возможны в сознании творческого человека.

А еще, я рекомендовала бы каждому, кто ищет себя, хочет развить собственное видение и стать лучше как фотограф, проделать тоже самое, проанализировать свои работы из года в год.

Попробуйте! Это очень увлекательно!



Польза фотоархива:

·         Знакомство с самим собой.
·         Анализ своей работы, то есть учеба на собственных ошибках, исправление их в будущих съемках.
·         Выделение главного: своих целей, интересов, вкусов, удачных и менее удачных решений.
·         Видимый результат плодотворных и кризисных периодов в жизни: их прямое влияние на творчество.
·         Отделение собственного видения от работы под влиянием других людей.
·         Переломные моменты в развитии: некие отправные точки (появление музы, первой студии, нового объектива и т. д.).

Еще раз о том, почему все это важно: сколько бы я не смотрела работы других фотографов, художников, скульпторов, иллюстраторов – уникальное виденье – это то, что лежит в основе всего по-настоящему запоминающегося. Очень нагляден пример писателей. Их «техническое» обучение достаточно однообразно – умение читать и писать; возможно, знание стилистики языка и мировой литературы, композиции и т.д. – но, тем не менее, набор красивых слов окажется абсолютно пустым без идеи, заложенной автором в произведение. А идеи, смысл, это результат жизненного опыта, взглядов, вкусов, верований, наконец, убеждений и принципов самого писателя. Так же, как возможно развитие вкуса из безвкусицы, возможно развитие собственного индивидуального, единственного в своей роде, видения.

Сейчас в мире, где есть практически все, где отсутствие выбора иногда предпочтительнее безграничного выбора, что может дать миру подражание, только, разве что, материальную выгоду (но об этом я мало что знаю)? Как возможно выделиться на фоне всего, что уже существует? Только стремясь к выделению своего собственного Я, истинного, неповторимого, но, к несчастью, скрытого внутри за неуверенностью, желанием соответствовать, жаждой быстрого, но пустого успеха, тщеславием, страхами. Творчество же – это удовольствие создавать, решение творческих задач, поиск ответов на вопросы, которые постоянно возникают внутри.

*Замечание для скептиков: некоторые мои знакомые и друзья, когда узнавали о том, что я пытаюсь вести блог, делали вытянутые лица и удивленно спрашивали, почему я трачу свое время на бесплатный, затратный эмоционально и по часам, бесполезный, с их точки зрения, труд. Одна девушка даже сказала: «Если бы я вела блог, то только, чтобы он приносил деньги!» Как говорится, какой вопрос – такой и ответ, но чтобы я ни говорила, это всегда оказывалось мало убедительным для этих людей. Сегодня я могу ответить, что даже, если бы никому в мире не было интересно читать то, что я пишу, вычленение и организация собственных мыслей – очень полезная мозговая активность, так же, как занятия в тренажерном зале – для мышечного тонуса тела. Через переосмысление и выстраивание структуры собственных знаний и умений, личного опыта, прежде всего приходит большее, глубокое понимание всего, что мы делаем, а значит, продолжается рост. А если эти упражнения могут принести пользу кому-то еще, кроме меня, тогда время и силы точно потрачены не зря. А тем, кто не видит смысла в бесплатных видах деятельности, я могу сказать так: чтобы чему-то научиться, нужно «поголодать» и «пострадать», потому что первые плоды обучения еще никого не накормили, а работа над собой и борьба с психологическими барьерами может причинить немало душевной боли, но результат стоит этого.

Несколько комментариев по поводу фотоархива:

·         Последний год 2008 – лучше начать просмотр с него – тогда будет очевидна динамика. В начале, однако, согласно обратной хронологии, стоит 2016 год.
·         Я старалась выбирать относительно удачные работы из каждого года, поэтому легко представить, что в действительности все было еще хуже, особенно в первые несколько лет.
·         В фотоархиве собраны фотографии только одного направления, в то время, как я также снимала жанр, натюрморты, детей, свадьбы, но все это либо осталось в зачаточном состоянии, либо было временной подработкой и пробой себя в разных жанрах. По этим фото было бы трудно судить о непрерывном развитии.
·         Пленочные фотографии отличаются от цифровых, сделанных в те же года, наверное, от того, что невозможность самой мгновенно увидеть результат, показать его, по требованию, модели, снимало с меня значительную часть эмоционального напряжения во время съемки. Ограничение кадров также было положительным фактором. Много фотографов не согласиятся со мной, мол, кто мешает делать те же  36 кадров, но этот подход, тем не менее, не сработал. Тот же эффект имеет разница между наличием в кошельке бумажных денег и кредитной карты – вроде можешь потратить меньше, но почему-то вся индустрия торговли строится на эффекте виртуальных денег как волшебной палочки – так вот и с цифровой фотографией – все могут, мало кто делает.
·         Количество работ сильно разнится по годам из-за чередования плодотворных и периодов полного бездействия (по личным и другим причинам), как например, в 2011, 2012 и 2014 годах.
·         Отправными точками для себя считаю: конец 2010-11 – переезд в другую страну, перестройка на иные культурные рельсы, 2013 – начало регулярного сотрудничества с профессиональными моделями, 2015 – курсы по фотопродакшн в Международном центре фотографии, которые несмотря на заявленную тему, сделали для меня гораздо больше в плане творческого самоопределения.
·         В 2016 году работ представлено больше всего, во-первых, потому что столько, как в тот год, я никогда не снимала, так как впервые смогла позволить себе студию, а во-вторых, пока еще прошло мало времени, чтобы абстрагироваться от фотографий и судить о них менее пристрастно.
·         Работы 2017 года добавлю в следующем году.

Буду рада ответить на все вопросы... )

Итак, поехали!
*Все фото увеличиваются

2016
Рано, наверное, пока оценивать этот год. Но могу сказать одно: было много-много съемок. Мне впервые удалось близко подойти к реализации того, как я видела фотографию и моду. Надеюсь, это только начало.




Часть 2: 2014-2015 гг.
Tags: авторский стиль фотографа, видение фотографа, статьи о фотографии, фотоархив, фотограф Вера Белявская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments