?

Log in

No account? Create an account

предыдущая запись | следующая запись


— Не думаю, что Ван-Гогу его картины стоили такого упорного труда.

— Так он же был Ван-Гог!

— Всё это так, но ведь известно, что за всю свою
жизнь он продал всего одну картину. А твой отец,
для увековечения его трагического гения…
продал уже две.

Х/ф “Как украсть миллион”

ВОПРОС: Здравствуйте! Интересно спросить у Вас относительно стиля фотографий. Я на зеркальную камеру начал снимать недавно и пока еще не знаю, чего хочу от своих фотографий, не уверен, как они должны выглядеть: быть просто яркими и насыщенными, или тонированными и выполненными в определенной цветовой схеме для лучшей передачи настроения, или светлыми и легкими или... Пока я пробую разные подходы; видится, в общем, фотографии выглядят весьма разношерстными и сумбурными. А как Вы пришли к своему "мягкому" стилю? (Антон)

ОТВЕТ: Антон, спасибо за интересный вопрос. Долгое время он тоже волновал меня, потому, думаю, что каждый фотограф желает узнаваемости своих работ, быть особенным, выделяться – и это здо’рово!

*Все примеры работ, фотографов/художников открываются по ссылкам подчеркнутых слов.

Рассказ о фотографическом стиле начну с примеров из живописи – во-первых, потому что фотография заимствовала очень много из живописи и одновременно повлияла на ее развитие в 19 веке, а, во-вторых, в картинах художников визуальный стиль более нагляден. До появления фотографии как нового способа создания изображения, авторский стиль художников в первую очередь выражался в живописной технике – особом приеме наложения мазка или штриховки, характерном для каждого художника в отдельности, подобно тому, как отличаются почерки разных людей. Сложно, например, спутать мягкие «вплавленные» мазки Ренуара и неистовые «вихри» Ван Гога. Экспрессивная манера письма Эгона Шиле так не похожа на богатые, вибрирующие мазки его наставника и старшего коллеги Густава Климта, работы которого отличала также орнаментальность и применение золотой краски. В фотографии аналогом живописной манеры до определенной степени можно считать использование различной оптики (о которой часто говорят «рисунок оптики»), пленки/наложения эффекта зерна на цифровое изображение, техники ретуши.

Назовем этот 1-ый уровень визуальным. Он выделяется раньше других, когда у фотографа появляются «любимые» объективы, выбранные за их особые характеристики (фокусное расстояние, мягкость, резкость, боке и т. д). Критерием выбора является интуитивное ощущение гармонии, которое возникает при взгляде на фотографию. Лучший способ понять свои предпочтения – пробовать съемки разной оптикой. То же касается цифры или пленки, форматов камер, а ретушь дает вообще безграничные возможности для эксперимента. Если навыков работы с графическими редакторами пока немного, то в интернете можно найти видео-уроки на любой вкус. Разные техники полезно применить для одного и того же изображения и тогда внутренний голос подскажет, что субъективно нравится больше. Предпочтения будут меняться со временем, ростом и сменой настроения. У одних фотографов утверждается более постоянный визуальный стиль, как например, у Питера Линдберга, Паоло Роверси, Сары Мун и др., а есть фотографы, которые подобно художнику Пабло Пикассо, меняются кардинальным образом на протяжении своей карьеры, а их творчество можно было бы разделить на условные периоды: Патрик Демаршелье, Марио Тестино, Энни Лейбовиц.

Выбор предмета съемки, то есть жанра, также происходит рано – он зависит от личных интересов. 2-ой уровень будет, таким образом, предметным. Жанр сам по себе направит «руку творца» и внимание естественно сосредоточится на чем-то одном, наиболее значимом по смыслу. Впечатляющий пример влияния предмета на творчество можно найти в сравнении двух картин разных художников-импрессионистов, запечатлевших одних и тех же людей в своих сюжетах: жену художника Клода Моне с их сыном. Первая картина написана самим художником, преимущественно считающимся пейзажистом, а вторая – создана портретистом Эдуардом Мане. Моне сосредоточен на пейзаже: теплых полутонах облаков, великолепных маках, силуэте деревьев – люди номинально присутствуют в его картине, в то время, как Мане едва намечает пейзаж торопливыми мазками с минимальным разбором цвета, чтобы скорее уделить все внимание женщине и мальчику, и детально прописывает выражения их лиц. Я очень люблю эти картины за ту потрясающую наглядность, которую они демонстрируют для понимания логики художников в решении их творческих задач. Такое же подчинение средств исполнения жанру можно найти в работах «сказочника» fashion-фотографии Тима Уокера и фотографа человеческих душ Питера Линдберга – достаточно лишь сопоставить изображения одних и тех же людей, сделанные каждым из фотографов, например, актера Эдди Редмэйера (1, 2) и многих других. И так предмет определяет жанр, а жанр подсказывает визуальное и другие решения, с помощью которых будет воплощена задумка фотографа.

Ни фотография, ни живопись невозможны без света. Со световым решением, к которому относятся выбор техники для съемки, источника света, настроек камеры, то есть экспозиции – связан 3-ий уровень определения фотографического стиля – светотональный. Несколько примеров помогут представить, как свет влияет на авторский стиль, или, как авторский стиль диктует выбор световой схемы. Световая схема «Рембрандт» берет свою суть и название из творчества выдающегося художника 17 в. Рембрандта. Его портреты восхищают особым мягким свечением. Невидимый источник света часто расположен так, что на щеке портретируемого посредством слияния теней от носа и боковой части лица образуется характерный элегантный треугольничек света. Картины Леонардо да Винчи узнаваемы по таинственным улыбкам и свету, струящемуся точно из самого человека, излучаемого им в момент духовного единения с божественным началом. Принципиально другой подход при работе со светом использовал американский художник Эдвард Хоппер, создавая замкнутые пространства уединения, одиночества человека. Его работы отличаются геометрией света и тени, а также минималистичны, что усиливает ощущение отчужденности. Следуют четким световым схемам и фотографы: графичность работ Лилиан Бассман, теплый золотистый свет мягких портретов Моны Кун, в буквальном смысле светопись Паоло Роверси. Свет создает настроение фотографии (выражая настроение самого фотографа), связывает элементы композиции в кадре, может стать самостоятельным художественным объектом съемки. Увлечение фотографией само по себе может быть увлечением светом.

Следующий, 4-ый, уровень – структурный, на котором решаются вопросы композиции, идет создание структуры кадра, его построение. Со временем эти навыки становятся интуитивными и решения принимаются почти мгновенно. По особенной, отличительной композиции кадра можно гораздо реже определить стиль фотографа или художника, больше это заметно в архитектуре, но все же есть несколько хороших примеров. Портреты польской художницы Тамары де Лемпицки в стиле ар-деко просто потрясли меня мощью того, как можно использовать композицию для создания изображений человека. В ее подходе к структуре, упорядочиванию элементов полотна точно есть скульптурное начало, а изображения обнаженных женских фигур напомнили работу с формами человеческого тела самого Микеланджело. Василий Кандинский создал удивительный мир абстрактных форм и декоративный смысл его произведений строится на почти философском восприятии законов композиции. Казимир Малевич, так несправедливо и неоднократно осмеянный за его «Черный квадрат», тонко понимал и владел композицией. Разработкой форм и цвета, созданием порядка в хаосе он внес значительный вклад в искусство 20 века и современный графический дизайн.  Другой художник, чьи картины всегда узнаваемы по композиционным решениям - Анри Матисс - так искусно обращался с цветом, особенно в своих поздних работах, что трудно поверить, как безупречная, точно рассчитанная заранее, гармония палитры может выглядеть настолько естественно и легко, почти детской по своей непосредственности. Совсем другое направление в искусстве представляют работы Альфонса Мухи, который создавал сложные переплетения мелких растительных орнаментов с широкими заливками цвета и притягательными изгибами женских силуэтов. Среди фотографов особенно примечательно творчество Ирвина Пенна, который преимущественно работал со средним форматом и поэтому композиции его квадратных снимков так стройны и графичны. На недавней памятной выставке в Музее Метрополитен в Нью-Йорке были представлены некоторые из его рисунков, в которых заметно влияние абстрактного искусства, и действительно, фотограф занимался разработкой формы так же, как его великие предшественники в живописи. Фотографии Родни Смита тоже отличаются запоминающейся, геометричной композицией кадров с квадратным соотношением сторон. Современный фотограф Джулия Нони использует динамичные композиции, с четко выделенной доминантой главного (смыслового) объекта и высоким контрастом. Ее работы восхитили меня сильным и выразительным использованием формы, линий и цветовых пятен.

Теперь можно обратиться к стилистике изображения – несколько иному понятию, чем непосредственно авторский стиль фотографа. Индивидуальный стиль включает в себя все перечисленные выше уровни фотографии, в то время как стилистика – это набор элементов (типаж моделей, определенный стиль одежды, аксессуаров, обстановки и даже поз, и т. д.), который формируется в результате развития у фотографа или художника свойственной ему эстетики. Чтобы лучше проиллюстрировать проявление стилистики в творчестве того или иного автора, обращусь снова к живописи. Поклонники импрессионизма, конечно же, замечали, как «ренуаровские» девушки похожи друг на друга характерным миндалевидным разрезом глаз. Совершенно инновационный для своего времени, на мой взгляд, художник испанского Возрождения Эль Греко, создал непревзойдённую манеру изображения человеческих лиц и тел: отлично от традиционных канонов, герои всех его полотен имели удлиненные пропорции овалов лица, рук и ног, что придавало внешнему виду портретируемых еще больше аскетизма и принадлежности к иным мирам. Тициановские женщины знамениты своей пышной красотой и роскошными длинными волосами. Человеческие фигуры на фресках Сикстинской капеллы работы Микеланджело Буонарроти заключают в себе физическую мощь титанов. Их тела словно вырезаны их камня, мышцы точно душат друг друга и рвутся вон из человеческой кожи. Итальянский экспрессионист Модильяни узнаваем по характерным эллиптическим формам лиц его портретируемых, с большими миндалевидными глазами. Примерами яркой стилизации в фотографии являются работы Паоло Роверси (тилт-шифт эффект, светопись, использование длинных выдержек, образ женщины как эфемерного создания), Сары Мун (расфокус, мягкие линии, «туманность» образов, абстрактное использование форм), Тима Уокера (гротеск форм и характеров героев), Роберта Мэпплторпа (отрешенность портретируемых, визуальная изоляция, заключенность в себе элементов композиции) и т. д. Помогают понять суть стилистики и заложенные в нас социо-культурные стереотипы – невозможно ошибиться в представлениях, когда мы слышим словосочетания «мода 80-х, 50-х», «голливудское кино», «современное искусство», «минимализм», «стиль барокко» и т.д. – мы хорошо знаем, о чем идет речь и можем назвать те элементы, которые больше всего характерны и описывают каждый из стилей. Когда все остальные уровни фотографии получают должное развитие, стилистика оказывается лакмусовой бумажкой видения фотографа и способна как возвысить его мастерство, так и полностью разрушить позитивное впечатление от работ. 5-ый уровеньстилистический – это то, что кроме, непосредственно идеи снимка, начинает выделять его из ряда других работ. Просмотрев много фотографий портретных (в широком смысле жанра) фотографов, я заметила, как часто пренебрежение стилистикой имеет просто трагические последствия. Я могу искренне понять таких фотографов. Часто они говорят: «Мне нет дела до моды (то есть одежды портретируемого) – главное человек!» И я согласна с этим, но композиция, как робот, не знает, где человек в снимке, а где, например, горящее «огнем» бриллиантовое кольцо, одетое на пальце руки, находящейся рядом с лицом. Глаз, подобно другого рода компьютеру, обращает внимание сначала на самый яркий объект, то есть в данном случае, на блики украшения, а не на глубокий взгляд человека – и как же теперь может идти речь о самом человеке? Этот пример упрощен для наглядности, но таких деталей может быть несколько десятков и тогда за всем лишним задумка фотографа потеряется окончательно. В фотографии нет случайных деталей – все, что оказывается в кадре, тут же обретает контекст, становится элементом композиции и начинает взаимодействовать со всем остальным вокруг. И тогда мы говорим не о кольце как ювелирном украшении или статусном объекте, а об элементе изображения, который должен иметь свою цель или быть исключенным из кадра. Я не призываю учить теорию моды, интерьера или дизайна (что, тем не менее, полезно), но стоит все же заранее продумывать, например, то, как будет одет человек в кадре, чтобы вместо психологического портрета не получилось фото на память, сделанное профессиональной камерой. Еще один важный аспект, который вносит стилистика в фотографию – это временна’я принадлежность. Благодаря определенной эстетике фотография может стать старомодной (не путать с винтажной), морально устаревшей (скучной, надуманной, неактуальной, вычурной), классической или вневременной, как многие работы Ирвина Пенна или Ричарда Аведона.

Последний, 6-ой уровень создания фотографии – концептуальный, он же самый сложный – уровень идеи, концепции, замысла – его развитие может продолжаться всю жизнь. Если достичь мастерства в предыдущих пяти категориях можно с помощью образования, курсов, книг, то научиться видеть, чувствовать, понимать возможно лишь вдумчиво и внимательно проживая жизнь, наполняя себя духовной пищей, буквально забивая ею себя до отказа – но не бездумно глотая все подряд, а целенаправленно ища ответы, способы развить большую чувствительность, расширить круг своих интересов, найти вдохновение во всех возможных жанрах искусства, темы для разговоров в смежных видах знаний и деятельности. Оставаясь в рамках привычного и удобного, мы лишаем себя удивительного многообразия мира вокруг. Художнику или фотографу нужен постоянный рост через усложнение проблематики его творчества, через новые идеи, открытие иных граней хорошо знакомого предмета. На этом же уровне находится то, что привлекает нас в творчестве, даже пусть это будет декоративная составляющая. Как я уже упоминала раньше, любитель снимает для удовольствия, возможно, из праздности или сиюминутного порыва, но фотограф ставит перед собой задачу: «Что я хочу донести до своего зрителя? Почему я взял в руки камеру? Какие чувства вызывают мои фотографии в других?» - внутри постоянно идет работа и устанавливается обратная связь между тем, что мы делаем, и что хотим сделать. Мой любимый писатель Константин Паустовский сказал: «Для искусства годится только тот материал, который завоевал прочное место в сердце». Эти прекрасные слова тонко выражают смысл всех мотивов творца. И будто вторя им Паоло Роверси продолжает: «Фотограф – самый чувствительный фотоматериал». Все фотографы и художники, на произведения которых я ссылалась сегодня, ставили перед собой четкие цели: отличались их подходы, взгляды, техники, но одно объединяло всех – неравнодушное отношение к жизни, горение идей, даже помешательство на них. Наличие или отсутствие идеи, смысла – это то место, в котором проходит линия, отделяющая великих художников прошлого от великих фальсификаторов произведений искусства. Я люблю фильмы на эту тему, такие как «Фальсификатор», «Афера Томаса Крауна», «Как украсть миллион», потому что они позволяют погрузиться в психологию людей, которые могли бы стать выдающимися художниками, но не стали. Это поразительно! Обладая совершенной техникой, знаниями, опытом, они не реализовались, не нашли себя, навсегда оставшись тенью гениев.

Таким образом, у фотографа есть шесть каналов определения своего авторского фотографического стиля:

  1. Визуальный (оптика, пленка/матрица, ретушь)
  2. Предметный (жанр)
  3. Светотональный (световое решение/цвет/чб)
  4. Структурный (композиция)
  5. Стилистический (эстетика, мода, интерьер, дизайн)
  6. Концептуальный (идея, смысл, концепция)

Развитие на каждом уровне занимает неравные отрезки времени, но осмысленная регулярная практика и проверка внутренних состояний, изменений в себе, поможет выявить главное. Подобно тому, как взрослеющий человек становится личностью и находит свои интересы, вырабатывает вкусы и предпочтений во всем, так же и фотограф растет и самоопределяется в творчестве и через творчество. И этот процесс вполне естественный, который практически невозможно форсировать, но можно помочь сделать направленным, ответив самому себе письменно на несколько вопросов:

  • Почему мне нравится заниматься фотографией?
  • Что/кого мне интересно/нравится/хотелось бы фотографировать?
  • Кто мои любимые фотографы/художники и почему именно их работы кажутся мне особенными?
  • Какой один элемент я бы позаимствовал у каждого из них, чтобы все вместе использовать их в своих фотографиях?
  • Что нравится мне в цветной фотографии, а в черно-белой?
  • Какой свет я люблю больше и почему?
  • Какой мой любимый цвет?
  • Какие чувства я испытываю, фотографируя?
  • Какие чувства/мысли я хотел бы вызвать своими фотографиями в людях?
  • Какими одним/двумя словами я мог бы охарактеризовать свои первые/недавние/будущие фотографии (это вопрос с подвохом, потому что он исключает ответы: «хорошие» или «плохие» фотографии, придумайте ассоциации)?

Авторский стильэто естественное выражение личности, нашего видения и отношения к жизни, присущее исключительно нам и никому больше. Оно проявляется в выборе жанра, техники, света, изобразительных средств и воплощается в фотографии. Ваши работы могут и должны быть разными, потому что Выживой человек и сегодня можете грустить, а завтра – радоваться, но в какой бы тональности и степени насыщенности не были бы от этого Ваши фотографии, видение будет отражаться в них всегда, потому что именно Вы так чувствуете.

Что касается меня, то я кратко опишу каждый из уровней в своих работах:

  1. Визуальный. Раньше я много снимала на пленку, теперь больше на цифру, но насколько возможно, при съемке и ретуши пытаюсь придать изображению некоторые качества снимков, сделанных на пленку: созданием небольшой глубины резкости изображаемого пространства (выделением планов), сохранением максимального динамического диапазона и минимальной ретушью (я обожаю естественную текстуру человеческой кожи). Предпочитаю длиннофокусную оптику с фиксированным фокусным расстоянием (85мм, 100мм, 150мм). Для моих задач также подходят старые объективы пленочных камер (через переходники).
  2. Предметный. Портрет (психологический портрет, ню, fashion).
  3. Светотональный. В собственных работах я люблю больше чб, чем цвет. Мне нравится то ощущение отрыва от обыденности, которое дает черно-белое изображение. Физическая реалистичность фотографии, совмещенная с бесцветным отображением жизни, сосредотачивает зрителя на главном, и убирает весь лишний психологический контекст, который имеет цвет. Если же я снимаю в цвете, то предпочитаю холодные или чистые, звучные, сочетания. Естественный свет мне нравится больше студийного. Он как воздух – уже здесь, вокруг нас. Я снимаю, конечно же, и с искусственным светом, но стараюсь воссоздать с помощью него схемы солнечного освещения.
  4. Структурный. Я тяготею к вертикальной ориентации кадра и динамической композиции, через диагональ или С-, S-образные формы.
  5. Стилистический. Этот вопрос в разные годы был для меня настоящей головной болью: от «цветочков», гламура, помпезности я пришла к минимализму. Даже моду я стараюсь снимать без дополнительных аксессуаров, макияжа, сложных причесок (есть исключения, но их немного). Я избегаю каких-либо украшений, интерьеров, декоративности. Мне нравится четкость форм, текстуры, движение, которые многозначительны сами по себе, а потому не нуждаются в дополнительных элементах. Я придерживаюсь довольно строгих рамок в стиле одежды, особенно, когда сотрудничаю со стилистами (вот некоторые из моих любимых дизайнеров: Issey Miyake, Jil Sander, Theory, Comme des Garsons). И всеми силами стараюсь изжить стиль так называемых «рублевских телок» (гламурные девицы - их более дорогая версия образ бельевых моделей Victorias Secret, которые быстро запрудили своими автопортретами весь интернет. Они любят сумки в шашечку и туфли с красной подошвой, накладные ресницы, длинные, уложенные волнами наружу волосы, декольте, кружево и считают привлекательную внешность единственной ценностью, ради которой стоит жить. Этих особ так много вокруг, что, сталкиваясь с ними в работе, хочется бежать и кричать «Караул!»).
  6. Концептуальный. Об этом писать сложнее всего. Мне нравится сочетании моды и портрета, сохранение внутреннего мира человека, вход в пределы его личного пространства, с целью сорвать с него маску вынужденного притворства. Притворяются все люди, в большой или меньшей степени, женщины делают это чаще и успешнее, от того мой интерес к «разоблачению» только возрастает. Сами понятия «мода» и «красота» создают контекст конфликта между внешним и внутренним. Не имеет значения, что или кого я фотографирую, я хочу и стараюсь показать именно человека. Пусть модель прыгает в кадре, чтобы продемонстрировать бессчетные складки платья, но я попрошу ее делать это так, как, например, если бы она представляла себя ребенком в этот момент, как могла бы девочкой радоваться новому платью. Если я вижу перед собой заносчивую, высокомерную личность, то могу, вместо успешного человека, которого она явно пытается разыграть, создать еще более демонический обличающий образ, или же, понимая, что на противоположной стороне ее таится неуверенность в себе и страх оказаться несовершенным, я постараюсь раскрыть чувствительную, ранимую грань человека. Как говорил герой Агаты Кристи – великий бельгийский детектив Эркюль Пуаро: «Психология – вот что интересует меня!».

Еще мысли по теме:

Анри Вартанов. О проблеме авторского стиля в фотографии

Александр Савельев. Авторский стиль?

Дэннис Николс. Стиль и видение: что отличает одного фотографа от другого

Комментарии

( 2 комментария — Оставить комментарий )
outlier_v
14 дек, 2017 05:58 (UTC)
Чрезвычайно интересно вас читать. Спасибо.
Ваш подход к съемке мне очень близок. И стиль тоже.

Edited at 2017-12-14 06:17 (UTC)
sunsandy
14 дек, 2017 15:57 (UTC)
Спасибо большое! )
( 2 комментария — Оставить комментарий )

что тут есть


- о блоге
- статьи о фотографии
- вопрос-ответ
- библиотека фотографа
- для вдохновения
- световые схемы


с радостью отвечу на вопросы о фотографии, а самые интересные сделаю темами новых статей
photo@belyavskaya.com
пишите! ☺


фотограф недели:
irving penn





избранные статьи


- о портретной фотографии и самовосприятии людей
- самообразование фотографа: дорогу осилит идущий!
- развитие видения фотографа
- цветная или чёрно-белая фотография?
- как начать работать со студийным светом
- портретная ретушь
- как сделать съёмку для журнала


фотоархив по годам


- 2017
- 2016
- 2014-2015
- 2008-2013


еще о фотографии


-cайт юриста по интеллектуальным правам ивана бардова: статьи по правовым вопросам для фотографов

- photographer.ru. - мировая фотография: история, критика, современность в статьях, интервью и обзорах

- fototips.ru - журнал о фотографии: новости, уроки и статьи

- blog.steblovskiy.ru: отличная подборка видео-уроков и статей по фотографии и видеосъемке

- photoindustria - теория и практика фотографии: работа со студийным светом, уроки ретуши, интервью с фотографами

- хэ фотожурнал: крупнейшее в рунете собрание статей о фотографии

- takephoto.ru - видеоуроки и статьи о цифровой фотографии

- фотомонстр: уроки фотосъемки и обработки
Разработано LiveJournal.com