?

Log in

No account? Create an account

предыдущая запись | следующая запись


*запись обновлена 23.01.18: добавлены ссылки на статьи по теме

«4 июля 1857 г.
Видел в гостинице Друо первый рынок, торговавший фотографиями.
Всё становится чёрным в веке сём:
фотография – словно чёрный покров,
набрасываемый на вещи, на все сущее
                                                                                                                                                                Эдмон Гонкур
«Дневник» 1887-1896гг.
(из книги К. Бажака
История фотографии.
Возникновение
изображения)


ВОПРОС: Вера, среди твоих работ можно встретить как фотографии, исполненные в цвете, так и чёрно-белые. Есть ли у тебя предпочтение: тебе больше нравится снимать цветные или чёрно-белые фотографии, или это зависит от каждого конкретного случая. И как ты определяешь, решаешь для себя, что вот эти фотографии будут цветными, а вот эта серия будет в чёрно-белом исполнении? Зависит ли твоё решение от каких-либо окружающих факторов, или основано личном ощущении? (Таня Михайлова @hamamilya)

ОТВЕТ: Таня, спасибо за интересный вопрос. =)
Я люблю и цветную, и чёрно-белую фотографию, но в своих работах больше предпочитаю ЧБ. В монохромности есть отрыв от обыденности, исключение лишнего смысла, информации, которую несёт в себе цвет. (Наверное, поэтому ещё живуч миф о том, что спасти плохую фотографию возможно – достаточно лишь превратить её в черно-белую =В) Ещё до съемки я знаю, какую фотографию хочу сделать и это определяет выбор света и композиции – я заранее принимаю решение о цвете или его отсутствие. В большинстве случаев студийный портрет, я буду снимать в ЧБ, как, например, и fashion-съёмку, в которой много текстурных или объёмных по форме вещей. Цвет интересует меня, когда в нём есть звучание, то есть сильный композиционный смысл. Из-за своего отношения к цвету я  иногда просто трепещу от ужаса, просматривая некоторые работы в интернете, которые были бездумно сняты и оставлены в цвете. Насколько цвет может быть потрясающим, настолько же его случайное использование способно испортить фотографию, у которой ещё была надежда на художественность и выразительность. Конечно же, я не предлагаю снимать только ЧБ, но цвет стоит использовать с целью: когда внутри готов вразумительный ответ на вопрос «почему я хочу сделать фото в цвете?» (ответ «потому что у человека цветное зрение» - не пойдет).

Когда я начала заниматься фотографией, во мне тоже не было этого самого понимания. Отбирая свои первые фотографии, я часто мучилась ощущением, что чего-то не хватает, но чего я не знала и надеялась, что настройки чёрно-белого изображения или сепии решат мою проблему. Я пробовала и так, и эдак – когда-то получалось, когда-то – нет, иногда я делала два варианта одного и того же изображения и старалась выбрать из них лучшее. Позже, я увидела, что дело было в самих фото: в отсутствии подготовки к съёмкам, в слабых знаниях композиции и общей неясности моих творческих идей. И сейчас, я искренне считаю так, любому фотографу, начинающему или нет, было бы гораздо проще, если он или она заранее продумывали бы этот вопрос – тогда не только съёмки проходили бы легче, но и планирование было бы понятнее.

Чтобы ещё раз во всем разобраться, я решила детальнее изучить вопрос.
Мне стало интересно:

·         Как воспринимали монохромную фотографию, пока не изобрели технологию цветной съёмки и печати?
·         Всегда ли создание чёрно-белого изображения было художественным приёмом?
·         Как сказались многовековые традиции живописи на восприятии монохромности фотографии?
·         В чём отличия подходов к цветной и чёрно-белой фотографии?

И вот, что я узнала…


В истории фотографии отношение к цвету с самого начало было определено двумя факторами: статусом новой технологии получения изображения и её сравнением с живописной традицией. Появление, изобретение фотографии – светописи – особенно процесса коллодия потрясло воображение людей. Никогда раньше не удавалось настолько приблизиться к реалистичности изображения. Как бы не были гениальны художники, рисование, живопись априори подразумевали домысливание, вероломную возможность преднамеренного искажения фактов, в то время, как фотография оказалась «беспристрастным» свидетелем событий. Сколько надежд было возложено на фотографию уже в первые десятилетия: к ней обращались не только из тщеславного желания сохранить для потомков собственный образ, но и с более практичными целями – ученые-естествоиспытатели, путешественники, инженеры, государственные учреждения – все увидели в фотографии новые технические возможности. И только цвета не хватало для полного и сокрушительного её триумфа. Жизнь полна красок – именно так она и должна запечатлеться. И как только ранние фототехнологии достигли стабильного уровня, там и тут изображения стали раскрашиваться в ручную. Сейчас, конечно, результаты подобных экспериментов вызывают добрую, но снисходительную улыбку, но в те времена отсутствие цвета однозначно воспринималось как недостаток фотографии. Добавить к этому, что новый метод получения изображения не воспринималась как искусство и тогда более ощутимо, почему монохромность скорее удручала первых фотографов и зрителей. Таким образом, цвет являлся свидетельством достоверности, правдивости и, с этой точки зрения, сам по себе становился достоинством.

Второй фактор – это влияние живописной традиции. Фотография, особенно в самом начале, заимствовала из живописи композицию, сюжеты, позы (если речь шла о портрете), постоянно шло сравнение двух «техник», также художники довольно часто становились фотографами уже в 19 веке: таков пример владельца знаменитого парижского фотоателье Надара и других его коллег в Европе и Америке. В живописи, с которой проводились сопоставления, кроме монохромной традиции рисунка (графитом, углем, сангиной) и гравюр, полноценные произведения искусства были цветными. Это сейчас, в современном мире и культуре музеев, рисунки, наброски художников возведены в статус произведений искусства, но в прошлом это были лишь подготовительные, черновые варианты будущих работ. По инерции  такое же отношение переносилось на фотографию. Были нередки случаи, когда наряду с подготовительными этюдами акварелью и рисунками карандашом, художники использовали фотографию, чтобы иметь более детальное представление о натуре. Такими художниками были, к примеру, Жан-Огюст Энгр, Дэвид О. Хилл, Эжен Делакруа, Эдгар Дега, Густав Климт. И так уж складывалось, что влияние живописи и отношение к фотографии как к инструменту репродукции, а не искусству, определило, по крайней мере, на первые три десятилетия, положение монохромности как недостатка этой техники. Лишь немногие фотографы, такие, как Густав Ле Гре, видели в фотографии новые выразительные возможности и твердо отстаивали свои позиции в первых фотографических обществах, утверждая необходимость отделения фотографии от живописи и сохранения её самобытности как уникального художественного направления.

Вспоминая о том, какую степень достоверности представлял собой цвет для первых зрителей фотографии, легко сделать и обратный вывод, что отсутствие цвета убирает существенную часть реалистического контекста, как бы создавая новую реальность, разбивая привычный шаблон, заставляя по-новому работать наше восприятие, а мозг – выстраивать новые связи.  Этот же принцип неоднократно проявлялся в желании сделать неудачную фотографию лучше, как было со мной и другими начинающими фотографами, которые, чтобы скрыть от самих себя тяжелое осознание неудавшейся съемки, решали схитрить и перевести невыразительное цветное изображение в чёрно-белое. Сами не зная, как и почему, не до конца, возможно, понимая законы, по которым работают эти принципы, мы отчетливо чувствуем их суть в результате, когда видим его у себя или других. Обычно этим принципам и приписывают «волшебные» свойства чёрно-белой фотографии, и ассоциирующейся с ней, магии плёнки и т.д.

Интересно, как в своей книге о композиции фотографии Майкл Фриман пишет, что, когда лишь в 60-х годах 20 века цветная фотография стала массово использоваться, её распространению радовались далеко не все. И одной из причин этого была психологическая ассоциация цвета с коммерцией и рекламой. В связи с этим мне вспомнилось только сейчас, как на одной лекции по самопрезентации для фотографов, ведущий сказал: «Клиенты хотят цвет! Если ваше портфолио преимущественно чёрно-белое, вам будет трудно найти коммерческие заказы». Дальше он ещё что-то заметил о том, что для клиента чёрно-белая фотография – это художественная фотография и по ней трудно судить о способностях фотографа, например, снимать каталоги одежды или товаров. Нечто подобное я слышала позже и от модельных агентов в Нью-Йорке, которые больше любят цветные фотографии, наверное, по тем же причинам, по которым клиенты выбирают фотографов, снимающих в цвете. Всё это не означает, что цвет всегда выглядит, как реклама, а чёрно-белое изображение – как искусство, но во мнении разных людей замечается определенная закономерность.

Кроме того, исключение цвета из фотографии – это уже начальный уровень абстракции, то есть обобщения, выделения, концентрации смысла через упрощение предмета/объекта/его свойств – в данном случае, цвета. А суть абстракции –  это перевод предмета в новое измерение, поиск новых интерпретаций и восприятия. Наш мозг через наши глаза застревает на том, что не характерно, что выделяется, а потому привлекает, так как инстинкты, заложенные в нас, подсказывают изучать всё новое на предмет возможной опасности или пользы. И успех чёрно-белой фотографии будет ошеломительным, потому что мы видим мир в цвете, и даже, если мы смогли бы окружить себя только монохромными предметами и смотреть чёрно-белое кино (забываем на минуточку о цвете волос, глаз, кожи), человеческий глаз различает столько оттенков цвета, что чёрное никогда не будет чёрным, а белое – белым, глаз станет отчаянно искать оттенки цветов. А потому чёрно-белая фотография, как маленький электрошок, будет всегда поражать наше воображения, вне зависимости от сюжета. Благодаря своим психологическим характеристикам, чёрно-белая фотография и стала в итоге особенным выразительным средством.

Все вышесказанное свидетельствует, что чёрно-белое и цветное изображения имеют различную психологию восприятия, а значит, понимая особенности этих различий, фотограф имеет больше инструментов для воздействия на зрителя через свои работы.

Я составила таблицу, чтобы понятнее объяснить разницу между подходами и добавила несколько пример для иллюстрации:



Цветная фотография


Чёрно-белая фотография
Характеристики: эмоциональный заряд и настроение цвета; передаёт ощущения; цветовой контраст;
декоративность; двухмерность; насыщенность; временной контекст; реалистичность или сказочность;
живописность (сочетание теплого и холодного); ассоциативность.
Характеристики: графичность; геометричность; тональный контраст; выраженный светотеневой рисунок; текстура, фактура предметов, объектов, поверхностей; вневременной контекст; объём; абстрактность или повествовательность; сфокусированность; вместе с цветом исчезает «буквальность» мира.

Выразительность: Контраст цветовых пятен, различных по форме, размеру и насыщенности. Цветовой контраст
создаёт настроение и эмоциональную атмосферу снимка (максимальный драматический эффект достигается при контрасте противоположных цветов). Восприятие цвета также зависит от формы, содержащей его и её размера (условно говоря: круг, треугольник, квадрат и т.д.). Свойства цвета: насыщенность, яркость, оттенок, сочетаемость.
Выразительность: Контраст светлого и тёмного во взаимодействии точек, линий и форм различных по тону. Тоновой контраст задаёт настроение фотографии. Высокий контраст имеет наиболее драматическое и острое впечатление. Свойства чёрно-белого изображения: контраст, тон, текстура, светотеневой рисунок.
Композиция: Цвет самодостаточен и может быть доминантой композиции. Композиция: Монохромность создаёт условия для выделения других элементов композиции.
Свет: цвет хорошо выявляется фронтальным, фронтально-боковым, рассеянным светом (как в тени в солнечный день)
Свет: текстура/фактура и объем хорошо выявляются боковым (разделяющим) светом, световой схемой «Рембрандт»; жесткий свет (с четким светотеневым рисунком – не путать с сильным контрастом) также отлично подчеркивает текстуру, усиливает графичность линий.



Примеры (фото увеличиваются в новом окне):

·         Из шести фото, фото 1 и 4 показывают наиболее чистые и насыщенные цвета при почти фронтальном свете (второе окно не играет роли, так как солнце находится с другой стороны дома – южной) и на них меньше всего ощущается объем предметов и текстура – они почти двухмерные.
·         На фото 2 и 5 сильнее выражена текстура и фактура предметов (в данном случае шершавость цитруса и глянцевость фарфора). Конечно же, эти качества узнаваемы на каждом снимке, они не теряются, но в сравнении мы можем увидеть, при каких условиях каждое из них проявляет себя отчетливее.
·         На фото 3 и 6 в контровом свете «гаснут цвета» и выразительнее становится форма предметов, почти превращаясь в силуэты. Проявление текстуры будет меняться в зависимости от каждого отдельного случая. Например, текстура фрукта на фото 3 визуально сгладилась, а глянцевость вазочек почти не изменилась.





·         Фронтальный свет на чб-фото (1 и 7) делает предметы еще более плоскими, лишая остатков объема, а изображение цитруса начинает приобретать абстрактные признаки. Поразительно, как изменилось восприятие постановки с фарфором – там, где ярко-желтый цвет своей насыщенностью уравновешивал композицию и спокойствие противоположного синего цвета (10), в чб-фото 7 композиция начала рассыпаться, так как по тону желтая ваза стала исчезать и терять свой визуальный вес. И если оставлять этот натюрморт, то его нужно выставлять заново, соответственно меняя композицию.
·         Фактура предметов опять наиболее ощутима на фотографиях с боковым светом (2, 5, 8 и 11). Что касается формы, то у цитруса она равноценно хорошо читается и в боковом и в контровом свете (2 и 3), а у вазочек – в контровом (9).
На фото 9 внешний край желтой вазы «съелся» фоном, хотя в цветном варианте мы его отчетливо видим – это результат того, что тон желтого цвета этого конкретного места предмета в чб-варианте оказался таким же, как тон фона позади. Это интересное наблюдение показывает ту коварную суть тонов, которая может скрываться за цветом, ведь на цветном варианте заметны края ваз – их отделение от фона. Не смотря на этот небольшой композиционный недостаток чб-фото в контровом свете привлекает меня больше всего композиционно и по настроению. А «откусанный бок» можно поправить при локальной коррекции тона в Photoshop, но лучше всего, при съемке с помощью создания в этом месте отражения более темной или светлой поверхности (картоном, черным «флагом» или белым отражателем).




Резюме:

·         линия, форма, ритм, орнамент, движение, баланс и т.д. – общие по силе воздействия элементы композиции для обоих стилей фотографии;
·         развитие чувства цвета, способности видеть его в природе и вокруг себя;
·         абстрагирование от цвета в жизни с целью натренировать глаз замечать тональные взаимоотношения (из истории фотографии: британский фотограф и писатель конца 19 в. Питер Генри Эмерсон отмечал в одном из своих эссе это умении абстрагироваться от цвета и то, что фотограф, изучающий сюжет съёмки, должно быть, видит его уже чёрно-белым и, прежде, чем сделать фотографию, проецирует увиденное на «экран своего разума, чтобы распознать тональные отношения»);
·         знание цветового круга, психологических свойств цветов, системы тональных отношений, широты тонального диапазона по шкале между белым и чёрным;
·         понимание тональности цветов, их градаций во время преобразования в чёрно-белое изображение (совет: лёгкое прищуривание глаз обобщит детали и выделит основные формы, цвета или тона);
·         продумывание палитры и/или тональности будущих фотографий, желаемого настроения (мысли по теме: как пишет в своей книги «Искусство фотографии» Брюс Барнбаум, фотографы, работающие в цвете, часто забывают, что вовсе не обязательно включать весь цветовой спектр в одну фотографию – часто это наоборот портит изображению);
·         выбор элементов композиции – цветов/тонов одежды, обуви, макияжа, фона, формы объектов/предметов, окружения (совет: это действительно важно, потому что два разных цвета могут иметь один и тот же тон и тогда сольются вместе в черно-белом изображении). Всегда заранее продумывайте будущие съёмки и полагайтесь больше на свои знания, чем на постобработку – по-настоящему она может помочь и улучшить только продуманное изображение, имеющее изначальный потенциал для цвето- или тонокоррекции;
·         понимание взаимодействия сюжета и освещения (времени суток/года, погоды, съёмки в помещении, характера светотеневого рисунка, желаемого контраста).


Завершая, приведу понравившиеся мне слова замечательного австрийского фотографа-пикториалиста Хенриха Кюна (Heinrich Kühn), который вместе с Альфредом Стиглицом, Эдвардом Стэйхеном и Франком Юджином в начале 20-го века уже экспериментировал с цветом по автохромному процессу братьев Люмьер: «Творить в цвете… это что-то совершенно другое по сравнению с построением изображения или сюжета в черно-белом варианте.» И он продолжал о том, что теперь человек, фотограф, должен «учиться смотреть только на цвет», подразумевая, конечно же, разницу законов восприятия и композиции двух видов фотографии.

Удачи вам и обязательно посмотрите подборки фотографий, которые я сделала на Pinterest, чтобы лучше почувствовать, как работает цвет и его отсутствие (переход по щелчку картики):



Еще мысли по теме:


А также инстаграм-страницы с цветными и черно-белыми работами, которые стоит увидеть (открываются по щелчку картинки):



 

Комментарии

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
letohin
22 янв, 2018 06:58 (UTC)
и та и та)
outlier_v
22 янв, 2018 09:52 (UTC)
Чрезвычайно интересно. И примеры классные. Если вдруг захотите издать книжку по мотивам своих записей - куплю обязательно. :)

Кстати, я тоже всегда, планируя съемку, заранее решаю - чб или цвет. Более того. Если чб, то выставляю на камере чб профиль и даже изображение компоную по чб экранчику.
sunsandy
22 янв, 2018 16:06 (UTC)
И я бы с удовольствием подарила Вам эту книжку.
Спасибо за тёплые слова! =)

Знаете, я тоже люблю ставить на камере чб для просмотра - так лучше видеть свет и композицию - ничего не отвлекает.
Хотя, конечно, многие говорят, что нужно выбирать усреднённый "серенький" стиль изображения, но для RAW я не заметила никакой разницы.
outlier_v
22 янв, 2018 16:43 (UTC)
Я еще и контраст задираю и накидываю сверху зеленый фильтр (камера позволяет). И таким образом вижу картинку максимально приближенную к тому, что потом из рава буду доставать.
sunsandy
22 янв, 2018 19:19 (UTC)
Мне нравится идея с зелёным фильтром - тоже попробую его применять. )
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

что тут есть


- о блоге
- статьи о фотографии
- вопрос-ответ
- библиотека фотографа
- для вдохновения
- световые схемы


с радостью отвечу на вопросы о фотографии, а самые интересные сделаю темами новых статей
photo@belyavskaya.com
пишите! ☺


фотограф недели:
william egglestone





избранные статьи


- о портретной фотографии и самовосприятии людей
- самообразование фотографа: дорогу осилит идущий!
- развитие видения фотографа
- цветная или чёрно-белая фотография?
- как начать работать со студийным светом
- портретная ретушь
- как сделать съёмку для журнала


фотоархив по годам


- 2017
- 2016
- 2014-2015
- 2008-2013


ещё о фотографии


-cайт юриста по интеллектуальным правам ивана бардова: статьи по правовым вопросам для фотографов

- photographer.ru. - мировая фотография: история, критика, современность в статьях, интервью и обзорах

- fototips.ru - журнал о фотографии: новости, уроки и статьи

- blog.steblovskiy.ru: отличная подборка видео-уроков и статей по фотографии и видеосъемке

- photoindustria - теория и практика фотографии: работа со студийным светом, уроки ретуши, интервью с фотографами

- хэ фотожурнал: крупнейшее в рунете собрание статей о фотографии

- takephoto.ru - видеоуроки и статьи о цифровой фотографии

- фотомонстр: уроки фотосъемки и обработки
Разработано LiveJournal.com