?

Log in

No account? Create an account

предыдущая запись | следующая запись


*переработанный и дополненный выпуск от 25.03.15


ВОПРОС: Вера, ты обычно снимаешь с использованием искусственного света? Правильно ли я делаю, что снимаю только с естественным? Конечно, теряется иногда объём, невозможно расставить акценты – отражатель в помощь, но с искусственным у меня не очень складывается – вообще ничего не могу понять, как ни пыталась. (Анастасия @ne-novye-mysli)

ОТВЕТ: Настя, спасибо за интересный вопрос. =)
Я снимаю и с естественным и с импульсным светом, но больше люблю естественный. Мне нравится непринужденность работы с ним – солнечный свет почти всегда вокруг нас, он не требует дополнительного оборудования, нет вспышек, утомляющих и модель, и фотографа, и ничто не нарушает контакта между ними.

Что касается второй части вопроса: «правильно ли снимать только с естественным светом?» – я бы сказала, что это не столько правильно, сколько является личным творческим выбором фотографа. Есть талантливые фотографы, снимающие только с естественным светом, и это прекрасно, потому что полностью соответствует их целям. И наоборот. Поэтому, я бы перефразировала вопрос, понимая, что на самом деле имеется в виду. И мой новый вопрос был бы таким: Правильно ли для фотографа уметь работать только с естественным светом?

Свет – самый главный элемент фотографии, без него ничего бы не было, и что уж фотограф точно должен знать лучше всего, так это свет: понимать его законы, его свойства, его физическую природу, уметь использовать его выразительность. Со светом, как с авангардным искусством – рисуйте, что хотите, но сначала выучите основы. Александр Маккуин точно сказал об этом: «Чтобы нарушать правила, нужно хорошо знать их». Мы не можем предсказать, как изменятся со временем наши вкусы, но чем больше навыков доступно, тем легче воплощать идеи.

Изучение студийного (импульсного) света часто воспринимается как проблема, к которой страшно подступиться. Не у всех есть возможность посещать мастер-классы и занятия по фотографии, даже, если получится купить 1-2 источника света, а в интернете так много статей по студийной съемке, что голова отказывается работать уже на этом этапе, потому что не знает, как в немыслимом потоке информации найти нужное. Это тот случай, когда отсутствие выбора лучше бесконечного выбора.

Поэтому ниже я сформулировала несколько мыслей о том, почему трудно начать работать со студийным светом и как с этим справиться:

1.       Перестаньте сравнивать. Споры о том, что лучше – студийный или естественный свет – это, примерно, тоже самое, что сравнивать жанры фотографии – интересно, но бессмысленно. Постарайтесь увидеть в подходах к свету – два инструмента – каждый со своим потенциалом и особенностями. Тогда вместо категоричности и самоограничения, за которыми, возможно, есть немного неуверенности, вы увидите новые возможности.

2.       Развейте миф о том, что с естественным светом снимать проще. Я бы сказала, не проще, а привычнее, потому что дневной свет «уже есть». На вид это так, но в работе с ним существуют свои законы, которые стоит изучить и потренировать на практике. Дневной свет бесплатный и доступный, поэтому начинающему фотографу разумно и комфортно работать с ним – что и стоит делать, а освоившись – заняться студийным светом и пытаться имитировать дневной – так будет легче совершить плавный переход от одной техники к другой.

3.       ВЫ МОЖЕТЕ ВСЁ! Есть пугающее представление, что самостоятельно невозможно научиться работать со студийным светом. Я с этим не соглашусь. Невозможно самостоятельно стать врачом или космонавтом, а предмет фотографии, к счастью, намного проще. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. И не сравнивайте в техническом плане свои первые опыты с работами состоявшихся фотографов, потому что старт у вас с ними был разным. Можно учиться у них, разбирая световые схемы фотографий, или следуя полезным советам мастеров, а соревноваться стоит только с самим собой, тогда прогресс будет очевиден.

4.       Преодолевайте преграды. У всех нас разные финансовые, территориальные и пространственные возможности, но сильное желание научиться вопреки всем препятствиям, это источник вашей силы. Нет доступа к оборудованию? Изучите досконально сначала дневной свет. Рассматривайте это время как идеальную возможность освоить естественное освещение, без помех и отвлечений. Разобрались полностью с солнечным светом? Попробуйте поснимать с внешней вспышкой (для них есть множество моделирующих насадок и др. аксессуаров, чтобы максимально приблизить эффект от съёмки к работе с импульсными источниками) и, конечно же, всегда есть настольные лампы. Для профессиональной фотосессии они не подойдут, но понять построение светотеневого рисунка помогут. Нет доступна к фотостудии или другому большому пространству? Для первых занятий нужно совсем немного места, поэтому можно экспериментировать дома.

5.       Замечайте свет вокруг себя. Съёмка с естественным светом часто происходит интуитивно и, поскольку свет непосредственно «не выставляется» фотографом, незаметно стирается представление о его направлении, то есть световой схеме. Начинающий фотограф физически видит свет, воспринимает его красоту, чтобы лучше расположить модель/объект, но оказавшись в студии, он, скорее всего, растеряется, не зная по началу, как поставить лампу относительно предмета съёмки. Мысли о желаемом настроение снимка тоже не очень помогают, потому что не дают отправной точки («с чего же начать?»). Поэтому, в продолжении пункта 2 добавлю: делайте простые рисунки-схемы положения солнца (даже в пасмурный день его легко определить, внимательно посмотрев на небо) и объекта съёмки и пытайтесь повторить это расположение в студии. Конечно, условия не будут абсолютно одинаковыми, но в попытке воссоздать солнечный эффект вы научитесь лучше понимать студийное освещение.

6.       Начните с одного источника. Изучение студийного света лучше начинать с одного источника с использованием отражателя или, в самых первых упражнениях, без него, чтобы позже увидеть разницу. Из собственного опыта и разумных соображений, скажу, что два или более источников света в самом начале создают путаницу, преждевременные затруднения и, как результат, разочарование. Логично, что, если нет чёткого понимания работы с одним источником света, то не стоит и мудрствовать лукаво, замахиваясь на два. Крутите одну лампу так-сяк-наперекосяк пока не устанете от неизбежности своих успехов. Глядя на финальное фото, если оно интересное и запоминающееся, никого не будет волновать, сколько источников вы использовали. Кроме того, вряд ли первые студийные съёмки окажутся вашими первыми журнальными или коммерческими заказами, поэтому не будьте строги и дайте себе возможность совершать ошибки – только так возможно научиться чему-то. Выбирайте предметы, которые находятся рядом, или людей, с которыми приятно и комфортно, которым вы доверяете и можете попросить о помощи без обещания шикарной фотосессии. Вообще, практиковаться всегда лучше «на кошках», потому что для вас прежде всего важен процесс, а не результат.

7.       Изучите свой свет. С каким бы оборудованием, источником света, вы ни работали, внимательно изучите его, имейте представление, для чего предназначена каждая часть его конструкции, кнопка, переключатель и т.д. Обязательно прочитайте инструкцию! Это скучно и отнимает время, но знание приносит ясность и спокойствие, необходимые для будущих съёмок.  

8.       Делайте записи. Заведите карманный блокнотик и записывайте/зарисовывайте в него во время своих тренировочных занятий, что вы делали и как, чтобы позже, просматривая фотографии, вспомнить и проанализировать последовательность действия, разобрать возможные ошибки и наметить цели для следующего занятия.

9.       Контраст и характер света – ДВА РАЗНЫХ ПОНЯТИЯ! Контраст – это тоновое соотношение между светом и тенью – он может быть низким (нет ярко выраженных темнот и бликов), умеренным, высоким (сильный тоновой перепад от белого (светлого) к чёрному (тёмному). Характер света – это характер светотеневого рисунка, то есть,качество свето, определяющее будут ли тени на предмете и падающие тени чёткими по своему контуру (резкими) или мягкими (размытыми, плавными). Так что, контрастное изображение может иметь как мягкие, так и жёсткие тени – это будет зависеть от характера источника света. Низкий контраст также возможен и при жёстком и при мягком свете.

10.   Будьте осторожны с информацией. В интернете просто море статей о студийной съёмке – не все из них стоят внимания и это может быть очевидно не сразу. Выбирайте те, которые написаны простым доступным языком и имеют примеры, а главное, на тему, нужную вам. Не стоит, допустим, искать схемы света для журнальных съёмок, если вы ещё никогда не работали с простым портретом. Прежде чем начинать поиск материала, сформулируйте ваши требования к нему и тему – это будет лучшим фильтром. И не бойтесь простых поисковых запросов – они обрабатываются лучше всего. Ограничьтесь 2-3-мя статьями – их будет достаточно, чтобы сделать первые шаги. Полученный от практики опыт даст направление для дальнейшего более узкого поиска информации. 

11.   Запаситесь терпением – «быстро только кошки родятся». Дайте себе время – столько, сколько потребуется! Примите, что за одно-два, даже три, практических занятий, не получится освоить студийную съёмку, но удастся прийти к пониманию, что делает свет с формой, текстурой, размером и настроением предмета съёмки, а это по-настоящему бесценно. 

В основе хорошей работы со студийным светом (и светом вообще) – понимание взаимодействия света и формы, то есть формы объектов, находящихся вокруг нас. Частный случай таких объектов — это люди, а точнее, человеческие лица и тела (как совокупности более простых форм). Я подготовила световые карты с целью на примере простых и сложных объектов показать, как один и тот же источник света, перемещаемый вокруг неподвижного объекта способен драматически менять наше восприятие от снимка, и даже превращать цвет в иллюзию монохромности. Это небольшое исследование – наглядный пример того, как легко выявить или смягчить текстуру поверхности (вспоминаем о съёмке кожи лица и его рельефе), сделать объект плоским или объёмным (съёмка причесок, одежды, обуви и т.д.), сделать предмет привычным и даже скучным по настроению, или превратить его в нечто новое и необычное, работая только с одной лампой.

И то, с чего лучше всего начать – это с самого начала сформировать понимание разницы между двумя основными видами света: жёстким и мягким.


Жёсткий свет


Мягкий свет

Источник света: направленный, точечный свет (солнце в ясный день, луна, прожектор, фары машин, лампочки накаливания без абажура, карманные фонарики и т.д.).

Источник света: рассеянный (смягчённый) свет (в пасмурный день, солнце сквозь облака, свет в тумане,
любой искусственный свет, прикрытый рассеивающим полупрозрачным материалом, как плафоны, абажуры, защитные матовые экраны и т.д.).
Характер света: жёсткие, резкие очертания теней, чёткая граница собственных и падающих теней предметов. Характер света: мягкие очертания теней, размытая граница собственных и падающих теней.
Работа с поверхностью: сильнее подчеркивается текстура, фактура поверхности предметов. Работа с поверхностью:смягчают/сглаживают текстуру, фактуру поверхности.
Моделирующие насадки студийного света:
• стандартный рефлектор с сотами и без
• портретная тарелка с сотами и без
• любой рефлектор с зеркальной или глянцевой поверхностью
Моделирующие насадки студийного света:
• портретная тарелка с белым рассеивающим чехлом
• софт-, стрип-, октобоксы
• белый, серебряный фотозонты, рассеивающий фотозонт на просвет
• свет, отражённый от стен и др. непрозрачных матовых поверхностей



Световая карта жёсткого и мягкого света №1

Шар (в нашем примере гипсовый) – самая простая и понятная форма, наиболее часто встречающаяся в жизни и природе: упрощённо форма человеческой головы, форма, входящая в состав различных частей тела человека (плечо, женская грудь, ягодицы, иногда живот, колени, особенно у детей и т.д.), частей тела животных, форма многих фруктов и овощей, неодушевленных предметов. Поверхность гипсового шара достаточно рельефна, чтобы с помощью света можно было продемонстрировать, как усиливается или сглаживается текстура поверхности, а это знание непосредственно важно для портерной и fashion-фотографии.

Условия съёмки световой карты:
·         зеркальная камера на штативе, объектив 85мм с блендой, ISO 50, f/8-11, выдержка-синхронизация 1/160;
·         для управления экспозицией менялась мощность источника света, замер производился внешним экспонометром
·         один источник света в небольшой (4х6 м) студии с белыми стенами и темно-серым полом, без использования отражателей или затеняющий экранов (для чистоты эксперимента).

Как пользоваться световой картой:
1.       Цель изучения световой карты: понимание разницы жёсткого и мягкого света, знание основных моделирующих насадок и направлений света, которые формируют различные по объёму и тональности снимки.

2.       Изображения увеличиваются на новой странице и, в зависимости от вашего браузера, могут быть сохранены на компьютер для дальнейшего изучения, используя команду «Сохранить как…», вызываемую правой кнопкой мыши при курсоре, наведенном на фото.

3.       Для большего удобства изучения сохраните световую карту себе на компьютер и расположите страницу с записью блога/инструкцией и окно с картой в режиме бок-о-бок (т. е. половина экрана на каждое окно) через нажатие клавиш «Пуск» и стрелка вправо/влево.

4.       По вертикали слева расположены примеры моделирующих насадок для студийного света, и они разбиты на две группы: жёсткий свет и мягкий свет – для удобства сравнения эффектов от работы с ними и наглядности примера разницы светотеневых рисунков.

5.       Вверху слева-направо расположены диаграммы световых схем (направлений света). Я начинала съёмку с фронтальной, по отношению к шару, позиции лампы (т.н. свет «бабочка»), расположенной над камерой, и против часовой стрелки постепенно сдвигала лампу сначала в позицию света-«петля» (от англ. «loop»), потом «Рембрандт», далее на 90° (боковой свет) и т.д., сделав также фото полностью верхнего света, как в полдень, и света, отраженного от стены позади предмета, который, вне зависимости от насадки, даёт мягкий светотеневой рисунок, потому как является светом, отраженным от матовой поверхности. Насадки-рефлекторы влияют в данном случае лишь на вид светового пятна на поверхности стены.

6.       Работая со световой картой, сначала обратите внимание на общее впечатление от жёсткого и мягкого света – разница сразу будет заметна во внешних контурах падающих теней, впечатлении объёма/плоскостности изображения, контраста, тоновой разницы стены и картона, на котором лежит шар.

7.       Воспринимайте три первые световые схемы («бабочка», «петля» и «Рембрандт») как условно фронтальные, т. е. большая часть изображения представлена светом, а не тенью; с разделительного (бокового) направления света (4-ый вертикальный ряд слева), изображения «темнеют» и приобретают объём, потому что большую часть кадра начинают занимать тени и полутона, а свет оказывается четко расположенным (локализованным).

8.       Внимательно изучите то, что с первого взгляда кажется одинаковым, присмотритесь к разнице тонов стены и картона, размера светового пятна, характеру распределения тени на предмете. Например, стрип-бокс в горизонтальном и вертикальном положениях даёт разные очертания падающих теней и меняет собственную тень шара.




Анализ световой карты с шаром:

·         При первом взгляде на световую карту замечаем, что весь фронтальный свет (3-и первых вертикальных ряда слева) более плоский и «спокойный», чем при смещении на 90°, начиная с бокового (разделяющего) света. Фронтальные схемы подходят, если, например, нужно сделать портрет человека и визуально смягчить морщины и др. неровности кожи.
·         Из трех фронтальных положений эффект самого плоского изображения создан насадками для мягкого света, потому что они, каждая по-своему, сильно рассеивают световой поток.
·         Самый «драматический» эффект создается насадками жёсткого света (первые 4-е горизонтальных ряда), особенно при смещении лампы относительно фотографа на 90° (4-ый ряд слева) и более, а также при использовании сот, собирающих и направляющих лучи света, т. е. сужающих площадь светового пятна (представьте себе работу прожектора в театре, который из тёмной сцены высвечивает только одного актера или часть декорации). Именно поэтому на фото с сотами фон часто намного темнее всего остального – лучи света, направленные на шар, просто не могут достигнуть стены.
·         Композиции с мягким светом приобретают заметный объём, начиная с бокового положения источника света (4-ый ряд слева).
·         Световая схема «Рембрандт» самая объёмная из трех фронтальных, поэтому она так хорошо подходит для портретов и деликатного выделения формы в натюрмортах – это золотая середина между эффектом плоского света и драматическим светом.
·         «Магический» эффект фото с боковым, задне-боковым и контровым светом – это подсказка для портретной фотографии. Со временем, попробовав и освоив работу с одним источником света и отражателем, вы можете использовать эти необычные световые схемы для создания совершенно неповторимого настроения снимков.
·         Стандартный рефлектор – самая маленькая световая насадка и потому она даёт наиболее чёткий и контрастный рисунок. Совмещенный с сотами, стандартный рефлектор формирует маленькое по размеру пятно света, обрамляемое темным ореолом, как мы и видим во 2-ом горизонтальном ряду сверху. Тот же эффект, но чуть менее выраженный, имеет портретная тарелка с сотами – она отлично подходит для съёмки сильных, запоминающихся по настроению портретов.
·         Фото с вариантами фронтального светом (3 первых ряда слева), созданные мягкими моделирующими насадками, выглядят почти одинаково, но это не так. Присмотритесь внимательное и вы заметите, что самый объёмный свет их всех мягких насадок создают портретная тарелка с рассеивающим белым чехлом и серебряный фотозонт (судите по характеру падающих теней и формированию объёма на самом шаре). И наоборот, самый плоский «неинтересный» светотеневой рисунок имеет софт-бокс и фотозонт на просвет. Если их и стоит использовать, то разве что, для заполнения теней (но про это ещё рано). Для более мягкого портрета лучше подходит белый фотозонт – он интереснее в работе с формой, но не усиливает текстуру. 
·         В завершении изучения световой карты, сравните, что делают с формой и настроением предмета все направления света с одним типом насадки (т.е. по горизонтали), потом, как одно и тоже направление света видоизменяется с переменой моделирующих насадок. Или наоборот.

Упражнение: Сделайте сами съёмку, например, с белым яйцом – оно максимально приближено к упрощённой форме человеческой головы, если стоит на подставке более узкой частью вниз. Кажется, что нового может дать такое упражнение, после увиденной световой карты, но, на самом деле, личное наблюдение за изменением светотеневого рисунка на предмете, непосредственное влияние на него, помогает наконец-то почувствовать и прочувствовать взаимодействие света и объекта самому. Вы говорите себе: «Я ничего не знаю о студийном свете, но слышал, что существует 4-е основные схемы света (фронтальный («бабочка»), фронтальный с лёгким смещением («петля»), «Рембрандт» и боковой (разделительный)). Я могу повторить их и посмотреть, что будет!»
Попробуйте! Оно того стоит! С искусственным светом (хоть лампой накаливания) – крутите свет вокруг яйца, с естественным – крутите яйцо, меняя его положение, чтобы поймать нужное направление света.


Световая карта жёсткого и мягкого света №2

Цветы (в данном случае искусственные) – нерегулярная по форме и текстуре, по сравнению с гипсовым шаром, структура. Отработка световых схем и моделирующих насадок для жёсткого и мягкого света на цветах показывает, какие художественные возможности даёт использование одного источника света, и как изменение направления света может превратить «плоское» изображение в загадочное и драматичное. Условия съёмки – те же, что в упражнении с шаром. Единственное различие – это использование только пяти вариантов рефлекторов для большей наглядности (стандартный рефлектор, он же с сотами, портретная тарелка с серебряной поверхностью, белый фотозонт, софт бокс).

Изучение и анализ световой карты с цветами проводите также, как в примере с шаром:

·         Наиболее «плоское» изображение создаеётся насадками для мягкого света во фронтальных позициях (3-и первых вертикальных ряда слева).
·         Соты добавляют объёма (осязаемости) и драматического эффекта форме и текстуре (2-ой горизонтальный ряд сверху).
·         Драматический эффект и для жёсткого и для мягкого света создаётся смещением света на 90° градусов, относительно камеры (4-ый вертикальный ряд слева и далее вправо).
·         Помним, что свет, отраженный от матовой белой стены (первый ряд справа), всегда мягкий, вне зависимости от типа моделирующей насадки, и он выразителен для силуэта предметов.




В фото- и видеоблоге http://blog.steblovskiy.ru/ я нашла отличные видео Павла Дугина об основах работы со студийным светом – обязательно посмотрите их – многое сразу станет понятным!
*Я пока пропустила видео №3, потому что хотела бы сосредоточиться на съёмке только с одним источником света.








Удачи вам! Пишите, если будут вопросы или просто захочется что-то обсудить. ;)

Комментарии

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
letohin
30 янв, 2018 06:43 (UTC)
февраль близится)
sunsandy
30 янв, 2018 15:44 (UTC)
В феврале 28 дней... Терпение, мой друг! ;D
Все будет.
outlier_v
30 янв, 2018 07:32 (UTC)
Вы насчет книжки подумайте. От нее пользы было бы куда больше, чем от кучи каких то непонятных курсов и фотошкол.

Вот посмотрите в нашем беспечальном городе Иваново чему учат:

"среди всех школ единственная оборудована светом Profoto, журавлями Avenger."

поняли, да ? Журавли! Вот что архиважно.

А сам гуру студийной фотографии в качестве примеров того, как надо, и чему он готов (сильно небесплатно) научить
приводит такие вот, прости господи, "шедевры"


sunsandy
30 янв, 2018 16:37 (UTC)
Убедительный аргумент в пользу книги! :D

А если серьёзно, то, конечно, фотографировать женщин в кружевных платьях приятнее, чем гипсовые шары.

Я погуглила и примерно представляю, о какой школе идёт речь. Проблема фотообучения в том, что будущих учеников сразу вводят в заблуждение несбыточными обещаниями, которые даются в описаниях к занятиям. По разумным соображениям просто невозможно за три недели или даже три месяца стать профессиональным фотографом. Но поскольку фотография сейчас часто рассматривается как бизнес, ничем другим и не получается привлечь потенциальных студентов. Мало кто захочет потратить только три месяца на изучения света и композиции в натюрмортах - это действительно необходимо даже для портретных фотографов, но ни у кого нет столько времени, потому что нужно скорее открывать сайт свадебной или детской фотографии. Просто с приходом цифры и фотосайтов, особенно Инстаграма, время ускорилось и стыдно называть себя как-то иначе, чем профессиональным фотографом.

Ведь существует же правило 10 тыс. часов, необходимых на практику в любом деле, но это время естественно не оплачивается. Вот и получается, что средний уровень фотографии падает из-за коммерциализации, а вместе с ним и уровень обучения.

Я училась в фотошколе в Москве, но, откровенно говоря, компетенция большинства преподавателей была такой низкой, что мало отличалась бы от любых курсов в меньших по размеру городах. И в итоге, потратив на обучение много денег, сил и времени, пришлось заново проходить все самой. Поэтому и верю, что иногда самообразование лучше для фотографа.
outlier_v
31 янв, 2018 10:10 (UTC)
Правило 10000 часов, действительно, никто не отменял.
Но все же хотят научиться за три занятия))
( 5 комментариев — Оставить комментарий )

что тут есть


- о блоге
- статьи о фотографии
- вопрос-ответ
- библиотека фотографа
- для вдохновения
- световые схемы


с радостью отвечу на вопросы о фотографии, а самые интересные сделаю темами новых статей
photo@belyavskaya.com
пишите! ☺


фотограф недели:
william egglestone





избранные статьи


- о портретной фотографии и самовосприятии людей
- самообразование фотографа: дорогу осилит идущий!
- развитие видения фотографа
- цветная или чёрно-белая фотография?
- как начать работать со студийным светом
- портретная ретушь
- как сделать съёмку для журнала


фотоархив по годам


- 2017
- 2016
- 2014-2015
- 2008-2013


ещё о фотографии


-cайт юриста по интеллектуальным правам ивана бардова: статьи по правовым вопросам для фотографов

- photographer.ru. - мировая фотография: история, критика, современность в статьях, интервью и обзорах

- fototips.ru - журнал о фотографии: новости, уроки и статьи

- blog.steblovskiy.ru: отличная подборка видео-уроков и статей по фотографии и видеосъемке

- photoindustria - теория и практика фотографии: работа со студийным светом, уроки ретуши, интервью с фотографами

- хэ фотожурнал: крупнейшее в рунете собрание статей о фотографии

- takephoto.ru - видеоуроки и статьи о цифровой фотографии

- фотомонстр: уроки фотосъемки и обработки
Разработано LiveJournal.com